Рукоположение во священника дьякона Дэвида Гилла
15 октября 1995 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С самого начала своей жизни, когда он осознал Христа, Его учение, Его образ как совершенного Человека и своего Спасителя и Бога, отец Дэвид следовал за Ним, шаг за шагом, согласно слову апостола Павла, что мы должны следовать за Христом, куда бы Он ни пошел; куда идет Он, туда идет и Его ученик… И этот его путь не всегда был от славы к славе; в его следовании Христу были моменты боли и опасности, были моменты мужества и величия души.
Сегодня отцу Дэвиду было дано во второй раз переступить страшный порог Святых Врат, Царских Врат. Первый раз он был послан своей зарождающейся общиной, общиной людей, которые, как и он, избрали путь следования за Христом, каковы бы ни были последствия; он был послан в алтарь представлять их как дьякон, т.е. как мирянин, облеченный особой благодатью. Он должен был пройти через этот порог, который никто, кроме Христа, пересечь не может, потому что над этим порогом возвышается Распятие; только принося в жертву свою жизнь, можно переступить этот порог. Он пришел как верная овца стада Христова, но и как некто, выделенный своим народом, чтобы нести бремя руководства, быть для него примером, быть как пастырь, который идет впереди своих овец, чтобы защитить их от всякой опасности.
И вот сегодня он переступил этот порог вторично — не по праву, а на новых началах: для того, чтобы стать священником, ему надо было ответить согласием на призыв Христа стать иконой своего Господа и Спасителя. А быть иконой Христа означает быть готовым нести крест даже и на Голгофу; если нужно — быть распятым на нем и умереть, чтобы другие могли жить.
Отец Дэвид будет призван совершать таинства Церкви. Единый Первосвященник, единый Совершитель таинства — Сам Господь; но, как иконы, мы, хрупкие люди, должны совершать действия и вступать в область, куда собственным желанием мы вряд ли вступили бы. Помните, как Моисей видел горящий куст, Купину Неопалимую в пустыне, и голос сказал ему: не подходи, не сняв сапог своих, потому что земля кругом — святая земля… А в алтаре больше, чем Неопалимая Купина; там Божественное Присутствие во всей его таинственности: там Бог, там Христос, там дыхание Духа Святого. И он будет стоять там, как икона, чтобы вы могли видеть невидимое, зная, что он — только видимый образ чего-то за пределами человеческого зрения. Он будет стоять в священном трепете, зная, опытно переживая, что Служащий — Господь, а он — голос, и он — действия невидимого Господа.
В сегодняшнем Послании мы слышали призыв о том, что мы должны давать щедро, для того чтобы собрать обильную жатву. Он призван теперь проповедовать слово, совершать таинства, поддерживать слабых, вдохновлять малодушных. Он призван быть силой всех тех, кто нуждается в силе, понимая, однако (как каждый из нас приходит к трагическому пониманию), что в нас силы нет; нет той силы, которая позволила бы нам выполнять Божие дело; но ему нужно будет помнить также слова апостола Павла. Павел молился о силе, потому что видел, что миссия его так огромна, задача его так велика, что ему нужно больше сил, чем он за собой сознавал, — это он, человек такой решимости и такой силы! И Господь ответил на его молитву: Достаточно тебе Моей благодати; Моя сила совершается в немощи… Не в лени, не в малодушии, не в нерешительности, но в совершенном предании себя Богу, давая Богу действовать в нас свободно, становясь сначала менее тусклыми, а затем постепенно и прозрачными, так, чтобы свет Божий светил через него, Божиего священника.
И это свое призванье он сможет выполнить, только если его паства будет верной ему, окружит его любовью и душевной щедростью. Ему нужна вся ваша молитвенная поддержка; ему нужна забота каждого человека, потому что он призван нести бремя каждого — и разве не справедливо, чтобы каждый из вас, его пасомых, положил все усилия, чтобы нести его бремя?
И вот, сегодня праздник, и сегодня событие трагическое, где переплетается тайна Страстной недели с тайной и славой Пасхи, Воскресения. И вся община отца Давида, здесь с нами сегодня собравшаяся, участвует и в трагедии, и в славе; им тоже, каждому, каждой, надо быть иконами Христовыми, потому что это призвание каждого христианина; смиренно, со страхом и трепетом, но с какой радостью о том, что Бог нам так поверил, так нас любит, что посылает всех нас — а особенно их, там, где они живут — ко всем тем, кто в потемках, ко всем тем, кто в страдании, в сомнении, в тревоге, чтобы принести им Божию весть; не для того, чтобы «обратить» их в Православие, но чтобы быть любовью Божией, бьющей потоком, и орошающей их, преображающей их.
А теперь мы пропоем «Многая лета» новопосвященному отцу Давиду и пастве его, но и будем продолжать молиться о них, чтобы благодатью Божией, взыскавшей их, нам всем было дано возрастать от силы к силе и от славы к славе.
Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 289. Октябрь 1995.
О рукоположении дьякона Михаила
9 января 2000 г.
За Божественной литургией девятого февраля я предполагаю, если на то будет благословение Божие, рукоположить во священный сан нашего дьякона Михаила. Я прошу всех вас молиться о нем. Молиться о том, чтобы благодать Всесвятого Духа сошла на него, сожгла в нем все то, что не соответствует воле Божьей, оживила в нем все, что является поистине Христовым в каждом человеке, который крещён; чтобы благодать Святого Духа, которая зачаточно была ему дана в миропомазании, сейчас бы расцвела и засияла бы полным светом.
Стать священником страшно, потому что того, что священнику положено творить — это то, что ни один человек не может сотворить. У нас есть только один Первосвященник — Господь Иисус Христос. Только Он может совершать таинства, только Он может подавать новую жизнь людям, которые потеряли вечную жизнь и рвутся к ней. И очень страшно бывает священнику предстоять пред престолом Божиим. Мне вспоминается случай из жизни одного русского священника. Вскоре после его рукоположения впервые он должен был служить один, не сослужить вторым священником, а один. Он облачился с молитвой и трепетом, он встал перед престолом Божиим и вдруг его объял такой ужас о том, что он не может стоять на этом святом месте, он не может произносить слова, которые только Господь может произнести со всей властью и святостью. Он не может совершить литургию… Он уже собирался снять с себя облачение, просить прощения у прихожан и уйти, как вдруг почувствовал, что Кто-то встал между ним и престолом. И ему пришлось отступить в царские врата, потому что это Присутствие было такое явное, такое потрясающе реальное, что он знал, знал всем своим существом, что между престолом и им стоит Господь Иисус Христос. Он будет произносить слова, он будет действовать, но совершать литургию будет только Тот, Который только и может ее совершать – Спаситель Иисус Христос, Который умер за нас и воскрес и Который Своим ученикам дал Свое Тело и Свою Кровь во спасение.
Подумайте о том, как каждый из нас, священников, стоит перед престолом, как это страшно, как это трепетно! Мы стоим перед Божиим судом. Ведь поскольку мы недостойны там быть и ответственны за свое недостоинство, стоять перед престолом — страшно. И только наша вера в то, что Сам Господь Иисус Христос стоит, Он совершает таинства и нас вместе со всеми вами несёт на Своих плечах — только это может нам дать силу, и надежду, и дерзновение. Молитесь постоянно о священниках, но особенно помолитесь о нашем дьяконе Михаиле, которому предстоит пойти, вступить на этот страшный, путь (запись прерывается).
О духовничестве
11 марта 2001 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Хочу сказать вам слово сегодня не о том, что вы слышали в Евангелии, а на другую тему.
Ко мне и к другим священникам часто обращаются прихожане с просьбой стать для них духовным отцом. Их поражает отказ, который им дан, и они этот отказ воспринимают как нежелание их охранять, молиться за них перед Богом, вести их в Царство Небесное. И это далеко не так. Апостол Павел говорит, что он считает себя отцом тех, которых он родил во Христе. И другие отцы говорят о том, что они могут быть отцами только тогда, когда они дошли до какой-то великой, непостижимой глубины познания Бога. И никто из нас не может этого сказать вам. Чем же мы можем быть? Вы, наверное, себе представляете то, как бывает, когда человек в горы уходит и просит, чтобы кто-нибудь был его проводником; он в проводники избирает себе человека, который уже сам прошел весь этот путь и вернулся живым. И кто из нас, священников может сказать вам: «Я весь путь прошел, я дошел до Царствия Божия, я вступил через врата, и нахожусь там, где созерцают Живого Бога?..» Есть рассказ в жизни святого Макария Великого о том, как его один ученик после смерти Макария видел сон. Святой Макарий подымался на мощных крылах своих к Царству Небесному, к вратам рая, а бесы расставили по дороге, по его пути преграды; и у каждой преграды они испытывали тот или другой грех, который он мог бы совершить, и он проходил через все эти испытания чистым. И когда он дошел до самих врат райских, бесы решили хоть последним искушением его погубить. И они воскликнули все: «Макарий! Ты нас победил!» — надеясь, что тщеславие, гордость его убьет. И Макарий повернулся и сказал: «Еще нет». И тогда пред ним открылись врата небесные.
Мы все, священники, так далеки еще от Макария. Но даже в той мере, в которой мы уже прошли какой-то путь, мы можем быть тем, что я часто объясняю людям, которые ко мне обращаются с этой просьбой. Духовным отцом, наставником в полном смысле слова я быть не могу; но спутником я готов быть; мы идем все тем же путем в Царство Божие. За многие годы и я, и другие священники прошли какой-то путь; и они могут вместе с кающимся идти по этому пути до момента, когда они честно должны сказать: «Дальше я тебя вести по известному мне пути не могу; пойдем, если хочешь, вместе, и будем искать вместе свой путь…» Каждый священник это может сделать; но обещать, что он будет отцом и родит к вечной жизни человека, который приходит к нему, он не может. На исповеди ясно сказано: «Я только свидетель есмь…» Он свидетель того, что Христос предстоит невидимо, что Христос слышит исповедующегося, и он свидетель перед Христом о том, что исповедавшийся, со всей честностью, правдивостью, сколько у него может ее быть, открыл Ему свою душу. И выслушав исповедь священник делается со-страдальцем; он не только со-страждет, жалея человека, который так себя ранил, изуродовал грехом; он навсегда остается страдальцем вместе с ним. Он никогда не может забыть того ужаса, который ему открылся в человеческой душе и жизни; он никогда не может забыть этой встречи живой души с Спасителем Христом. И поэтому он на всю жизнь остается со страдальцем того, кто к нему пришел. И это не только действует в исповеди, это бывает каждый раз, когда к священнику подходит человек и открывает ему свою душу, свою скорбь, свою израненность; он каждого такого человека воспринимает до глубин души, и до конца своей жизни он будет его вспоминать перед Богом. Мы не всегда можем вспоминать всех и каждого на вечерней или утренней молитве, но всегда можно сказать: «Господи, взгляни в мое сердце — там покоятся все те, которые, когда бы то ни было со своей скорбью, со своим грехом, со своей нуждой пришли, прося о помощи; Господи, я открываю тебе это сердце, я возношу это сердце со всеми этими именами, людьми, грехами, радостями счастьем, горем! Ты их прими, Ты их спаси!» И это каждый священник делает…
Поэтому, если вам нужно духовное руководство или помощь, идите к священнику, но знайте, что он будет для вас со страдальцем, что он будет вашим спутником в Царство Небесное, но не ожидайте от него большего. Даже человек как Серафим Саровский отказывался быть духовным отцом. Он был готов молиться, он был готов какие-то наставления короткие давать; но спасение он предоставлял Единственному, Который может спасти всех и каждого, Господу нашему Иисусу Христу, Который является не только со-страдальцем, но Страдальцем всей твари, распятым о том, чтобы спаслись люди… Поэтому, приходите к нам с доверием, мы вас примем с любовью и благоговением, и мы будем вместе шествовать в Царство Небесное. А теперь, шаг за шагом, через Великий Пост к Страстной Седмице, к Распятию, и по ту сторону Страстной Седмицы и Креста к Воскресению, не только Христовому, но и нашему, если мы с Ним останемся неразлучными. Аминь!