Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день Торжества Православия. И многим может показаться странным, что мы празднуем торжество, искренне, убежденно, в то время, когда православие угнетено со всех сторон, когда, казалось бы, оно поражено во многих странах, и когда в нашей среде мало сияет его слава. Этот праздник Торжества Православия имеет, однако, двоякое значение; во-первых, он был установлен в заключение Вселенских Соборов, когда Церковь Христова провозгласила окончательно основные истины, основные догматы человеческого спасения: непорочное учение о Святой Троице, истину о воплощении Сына Божия, и вытекающие из этих истин другие истины Православия. Но победа, о которой мы говорим, не есть победа православных над другими людьми, мы не могли бы торжествовать свою победу или победу родных, близких нам людей, когда другие этой победой поражены, победа, которую мы торжествуем, победа, которую мы сейчас празднуем, это победа Божия, в сердцах людей, это победа Божия чудом креста, чудом искупления… Мы прославляем Бога, Который так возлюбил мир, что Сына Своего единородного Он отдал для спасения мира; мы прославляем Его за то, что созданный Им человек способен Его любить, Его познавать, так Его любить, что ценой своей жизни и смерти исповедовать истину не только устами, но всей жизнью. Мы торжествуем, потому что Бог, который когда-то, много веков тому назад, открывался людям, давал Себя познать, давал Себя любить, и теперь действует в человеческой жизни и в человеческих сердцах; когда-то водруженный крест на Голгофе все еще является средоточием жизни мира; тысячами, тысячами люди, поверившие Господу, после Него пошли этим путем, исповедуя истину и любя Бога и людей неразделённым сердцем; и в этом победа: победа Бога истины, Бога любви, победа Православия, в котором есть истинная вера и истинное поклонение Богу любовью, духом, истиной. И вот почему, несмотря на то, что так страшна сейчас судьба православия, мы торжествуем его победу, мы ликуем о победе Господней над человеческими душами, о спасении, которое она нам дает, о даре вечной жизни, который всем предложен. И мы поем и воспеваем тех бесчисленных исповедников Христа, которые и в древности, и в наши дни спасение Христово делают реальностью каждого дня, вокруг себя и крестом продолжают спасать мир, восполняя в плоти своей недостающее страданью Господню. Да, мы можем торжествовать; но недостаточно торжествовать победу Божию и великодушие других; мы — Церковь Христа, каждый из нас порознь — живой член, живой уд этого живого, трепетного распятого Тела; и вот — каковы мы перед лицом этого торжества? Господь в нас одержал частичную победу, Он нам открыл веру, Он нас научил любить, Он нас учит жить изо дня в день, — но как мало мы отзываемся на дары Господни! Разве можно про нас говорить, как про древнюю Церковь: Церковь это любовь?.. Разве мы можем говорить о том, что мы Христовы и поэтому распяли плоть свою со страстьми и похотьми? Разве можем мы сказать, что мы изо дня в день умираем для того, чтобы другие могли жить? Вот, к чему нас Господь зовет, и вот последняя предельная победа, которая будет Господним торжеством и торжеством православия, когда в душе каждого из нас Господь победит и восцарствует нераздельно, когда каждый из нас станет сиянием славы Божией и когда через нас, жизнью нашей, и смертью, и непобедимостью любви и другие люди обретут путь ко спасению. Аминь.