Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Многие из вас сегодня причащались; они открыли свою душу, свою жизнь, свою плоть воздействию Святого Духа и глубокому проникновению во все их естество Господа Иисуса Христа. Возвращаясь в свою келью после причащения, святой Симеон Новый Богослов воскликнул однажды: «Я взираю на эти обветшалые руки, на это стареющее тело, и с ужасом веры познаю, что это — руки и тело Христовы! И взирая на эту убогую келью, я вижу ее шире и больше небес, ибо небеса не могут содержать Бога, а в этой келье Он есть…» Вот, как он переживал свою приобщенность Христу через таинство Святого Причащения. И каждый из нас, причащаясь Святых Тайн, хотя и не осознает этого, по бесчувствию, по отяжелению души, по непрозрачности нашей, именно так приобщается воплощенному Богу во Христе…
И мы теперь вступили в поистине дивные дни Великого Поста; после подготовительных недель, которые должны нам дать время глубоко вглядеться в собственную душу, мы призваны теперь вглядеться в дела Божии, в то, что Он совершил, как Он это совершил, над кем совершил Он Свое дело спасения. Неделя Православия, которую мы сегодня празднуем, это не день нашей победы; это дивный день, когда мы вспоминаем о том, что Бог в нас победил рознь, что Он вошел в нашу жизнь, что Бог проникает до самых глубин нашего естества, исцеляя и преображая нас, делая из нас новую тварь. Мы празднуем радость о том, что как бы мы ни были косны и недостойны, через нас истина Божия, через нас благодать Таинств, через нас сила Божия совершается на земле. Мы празднуем Божию победу над нами самими и грехом, над рознью, над всем темным и страшным.
И мы вступаем теперь во дни, когда мы будем ликовать о делах Божиих, и в свете этих Божиих дел судить и свои дела… Мы встретимся лицом к лицу с Иоанном Лествичником, с Марией Египетской, со множеством святых, которых мы вспоминаем изо дня в день; все они были подобные нам люди, и все они выросли в полную меру святости: силой Божией, благодатью Божией — да! — но тоже своей любовью к Богу, своей любовью к ближнему, своей смелой и великодушной отдачей себя Богу и Его воздействию. И если мы также будем жить, если мы в течение этих сорока дней, которые перед нами предлежат перед Пасхой, откроемся Богу, отдадим себя Ему, вслушаемся в Его слово, вслушаемся в то, что говорит в глубинах наших совесть наша, и сердце наше, и Дух Святой, и мы встретим Пасху сердцем ликующим, радостным и светлым.
Вступим же в эти дни поста Божия с новой силой, с новой радостью: «Настала духовная весна, — станем новыми и живыми, и воскреснем со Христом в жизнь вечную». Аминь.