Митрополит Антоний Сурожский

Торжество Православия

28 февраля 1999 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения.

Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько только есть в нас света, над другими. Кто из нас может по­сметь сказать, что он верует так, как описано это в Священном Писа­нии? В конце Евангелия от Марка нам говорится о том, что верующему все чудеса будут открыты, языками новыми заговорит, больных из­лечит, мертвых воскресит, если какой-нибудь яд испиет — не вредит ему: кто из нас может о себе сказать, что у него такая или подоб­ная вера?

О нас можно сказать то, что апостол Павел сказал, что мы несем святыню как бы в глиняных сосудах; мы — глиняные сосуды, мы — сосу­ды недостойные того содержания, которое нам Господь даёт. И дейст­вительно, Церковь нас объемлет, но мы Церковь не объемлем, она необъятная, а мы — малые. Церковь — это не только человеческое общество людей, которые уверовали во Христа. Церковь — это чудо, это присутствие всей тайны Святой Троицы в нашей среде и приобщение на­ше милостью Божией, благодатью Божией к этому чуду. Первый член Церкви — это Спаситель Христос, в Котором вся полнота Божества обита­ет телесно. Он в теле Своем Бог, Он в Божестве Своем человек. И вместе с Ним Его дар, Дух Святой изливается на всю тварь, не только на верующих, но на весь мир, потому что Он раскрыл двери, через кото­рые тайна вечности вливается во время. «Аз есмь дверь овцам», Я — дверь овцам; если кто через эту дверь войдет, он и выйдет в новую жизнь, он обрящет пажить.

И в другом месте евангельском апостол Павел нам говорит, что сила Божия в немощи совершается. Да, мы все недостойны того богатства, которое нам Господь даровал и даёт изо дня в день, из часа в час в течение всей нашей жизни. Мы немощные, но сила Божия в нас совершается. И вот это мы празднуем сегодня. Не то, что православные люди так превосходят святостью своей жизни, своим знанием о Боге, тем, как они строят новый мир по наставлению Божию; мы празднуем то, что в Своей милости Господь нам даёт, в нашей немощи, понимать то, чего иначе понять нельзя. Мы знаем много; но мы не так Его знаем, как мы призваны Его знать. Один из древних богословов говорит, что вера — это жизнь Святого Духа, Который раскрывает в нас все тайны Божии.

Кто из нас посмеет это сказать? И поэтому, поскольку мы приобщены этому чуду познания Божия через воплощение Христово, через дар Святого Духа, через малую нашу веру, но наше доверие к Богу, нашу тоску по Богу, поскольку мы приобщены к этому, мы сегодня можем ликовать о том, что Бог в Своей любви, в Своей милости, в Своей ласке столько нам дает познания Себя, и не мозгового, не головного познания, а познания, которое достигает до самых глу­бин нашей души, нам дает понимать, Кто Бог, и нам дает и с дру­гими поделиться хоть тем немногим знанием, которое у нас есть. А иногда то, что мы говорим, достигает другого человека глубже, чем оно достигло нас; мы бросаем семя, которое мы только в руке держим, а оно падает на добрую землю, которая приносит плод, о котором мы и мечтать не могли.

Поэтому будем ликовать сегодня о том, что Бог и в нас побеждает, что Бог и в нас раскрывает и истину, и жизнь, и любовь, и радость, делает нас новой тварью, но да не будем превозноситься над другими. В древности были созданы очень строгие правила о том, чтобы не об­щаться с еретиками; но те еретики это не инакомыслящие нашего времени; те еретики отрекались от того, что Христос есть Бог воплощенный, они отрекались от того, что Бог, пришедший в мир, воплотился, а был только кажущимся человеческим присутствием, они уничтожали нашу веру в воплощение и в спасение, в крест и воскресение. Да, с теми православным молиться было невозможно; нельзя было делить веру, на­дежду свою с ними.

Но время прошло, и один из самых традиционно-узких богословов нашего времени, владыка Антоний Храповицкий в одной статье пишет о том, что надо задуматься над тем, почему Церковь так строго относилась к еретикам древности и так более и более раскрывает свое сердце и объятия к инакомыслящим нашим временам. И он ставит вопрос: неужели Церковь потеряла чутьё, неужели Церковь больше не умеет различить между истиной и ложью, между правдой и неправдой? И он отвечает: «Нет, конечно нет! Иначе она перестала бы быть Церковью, местом, где живет полнота Божества.» Но это объясня­ется тем, что по мере того, как проходили времена, инакомыслящие уносили из недр Церкви всё большее и большее богатство, и ошибки их делались всё мельче и мельче, и поэтому между ними и нами есть общность веры, общность опыта, общность жизни, которой не было в ранние времена с еретиками первых столетий. И поэтому мы можем обратиться с ликованием к нашим братьям инакомыслящим, людям иной веры, и радоваться о том, что и они носят святыню в глиняных сосудах, как мы в глиняных сосудах наших сердец и умов ее носим. И поэтому теперь нам надо раскрыть наши сердца всем. Нам говорится апостолом Иаковом: «Покажи мне свою веру без дел твоих, я тебе покажу мою веру из дел моих…» Покажем нашу веру из наших дел и посмотрим, какие дела делают те, которые инакомыслящие, которые не разделяют нашу православ­ную веру, и мы увидим, что многие из них приносят плоды веры более богатые, более совершенные, чем многие из нас. Живут они более Христовой жизнью несмотря на неполноту их вероисповедания, чем многие и многие из нас. Я вошел в войну с очень резким чувством оттолкновения от инакомыслия. И когда я пожил с людьми, которые были в опасности смерти и которые свою жизнь отдавали для другого, какова бы ни была их вера или неверие, я на них стал смотреть иными глазами. И поэтому я и говорю теперь, что мы можем торжествовать о том, что Бог раскрывает Себя, переливает в душу людей, всех какую-то долю знания, но если мы православную веру храним, если нам дана такая чистота, такая полнота веры, то мы должны благоговейно, со страхом ее носить и жить согласно с ней, и только тогда мы сможем говорить о том, что мы Христовы ученики в полном смысле слова. А на других будем смотреть и дивиться тому, как из малого знания лю­ди строят великую жизнь, и как мы из полноты веры православной часто не умеем создать общину или мир, или общество, достойные Христа и достойные той веры, которую мы исповедуем.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: