Я не хочу сказать, что можно подходить одинаково к каждому пациенту. Тут нужна вдумчивая рассудительность. И вот что мне кажется важным: неправильно говорить о подготовке к смерти. В контексте веры подготовка должна быть к жизни. Вот что я имею в виду. Когда я встречаю человека, который идет к смерти или, возможно, не может выздороветь, я не начинаю разговор со слов: «Смерть за плечами, будь храбрым, мужественным, готовым встретить ее». Задолго до того, как смерть поселилась в них, задолго до того, как они ощутят ее разлагающее, разрушительное действие, я говорю пациентам: «Видите ли, каждая болезнь — это момент, когда прекращается для нас суета жизни; момент, когда мы можем вглядеться в жизнь и разобраться, что в ней временное и недостойное жизни и нас самих; и что в ней есть глубокое, значительное и должно остаться навсегда. Вот займитесь этим». И потом в течение долгого времени мы этим занимаемся, так что постепенно все в человеческой жизни, что ведет к смерти и разрушению как физическому, так и духовному — ненависть и все отрицательные чувства, — постепенно исключается через встречи с теми, кого мы обидели, через прощение тех, кого мы ненавидели и т. д. Так что в конце концов больной постепенно приводится к состоянию, когда осталась в нем только любовь, сочувствие, участливость и полнота жизни. Разумеется, есть и остатки слабости, несовершенства, но перевешивает все жизнь. Я видел, как это совершалось, во время работы в госпиталях, на войне и за все прошедшие с тех пор годы. Мы должны готовить людей к тому, чтобы они осознали, что смерть не означает просто потерю жизни, совлечение земной жизни, но облечение в вечность. Конечно, не с каждым можно так разговаривать, но, несомненно, можно сделать гораздо больше, чем мы делаем.
Думаю, на этом я остановлюсь. Уход за больным — комплексная забота, которая охватывает всех, кто составляет общественную группу, небольшую семейную группу и более широкие круги, охватывающие гораздо больше. Хотелось бы, чтобы каждый отдельный член этой группы получил такое воспитание в жизни, воспитание в мужестве и осмысленности. Только если мы составляем группу людей, стоящих за некие ценности, а не просто за существование, только если мы научим всех, и молодых, и пожилых, что жизнь и ее ценность измеряются тем, ради чего мы живем и готовы умирать, а не давлением крови или общим состоянием здоровья; только если в ежедневных буднях люди готовы встречать большие и мелкие затруднения и проблемы смело, с мужеством и творчески, можно думать о том, как помочь и в главном испытании жизни — в последней или продолжительной болезни. Если мы сумеем это сделать, мы поможем не только самому больному, но людям на протяжении всей их жизни. Их жизнь будет стремиться к полноте, их жизнь будет проходить смело и мужественно, бесстрашно, она не будет зависеть от того, что слишком мелко, мельче человеческой меры и масштаба. Когда дело доходит до болезни, это я считаю самым существенным, если мы хотим проявить настоящую, подлинную, творческую и животворную заботу о человеке.
Редактор Р.А. Адамянц
Подготовка издания Е.Ю. Садовниковой, Т.М. Семчишиной
Корректоры Л. Ким, Е. Кудряшева
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»
fondmas1@yandex.ru
тел: +7 965 1306326
Благотворительный Фонд помощи хосписам «Вера»
Тел: +7 965 3725772
fund@fondvera.ru
Издание подготовлено и распространяется на благотворительной основе (не для продажи)
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-616-0619
[1] Проповедь в церкви святого Ботольфа, Олдгейт, Великобритания. 25 февраля 1976. / Пер. с англ. А. Михеева под ред. Е. Л. Майданович.
[2] Лекция памяти Дэвида Киссена в Британском Совете по вопросам онкологии. 26 марта 1969 г., Великобритания. / Пер. с англ. Е.Л. Майданович
[3] Ср.: Древний Патерик, изложенный по главам. М, 1899. Изд. 3-е (репринт: М., 1991), с. 21 и 22.