Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Церковь сегодня, среди других святых, вспоминает святого Григория Паламу. Святой Григорий жил в 14-м веке, и из поздних святых он — один из самых великих по тому откровению о человеке и о Боге, которое содержит его учение. Выражая опыт Православной Церкви и особенно подвижников Афона всех первых 14-ти веков, он провозгласил о величии человека и о непостижимой близости Божией. Его учение относилось к благодати; он учил о том, что благодать не является просто тварным даром, которым Господь обогащает тех, которые Ему верны, которые Его любят, а что благодать — это Самый Бог, как бы переливающийся через край Своего Божественного и непостижимого существования, достигающего нас как волна морская, охватывающего нас и приобщающего нас к Самому Божеству. В этом он по-новому говорил старые, древние слова апостола Петра, который говорит нам о том, что мы призваны стать причастниками самой Божественной природы, так соединиться с Богом, чтобы самое Божество Его пронизывало нас душевно, телесно, чтобы мы были бы как железо, пронизанное огнем, чтобы мы горели и сияли этим Божественным присутствием… Какая это радость, какое это диво! И как благодарны мы можем быть тем подвижникам, которые так очистили свою душу и плоть, так освятились Божественной близостью, что они нам могли открыть такую тайну о том, что человек достаточно велик, чтобы вместить Божественное присутствие; больше чем вместить — не только быть храмом Божества, не только быть сосудом Его присутствия, но быть им пронизанным так, что Бог и человек соединяются в одну тайну, хотя человек остаётся собой и Бог не вмещается ни в какие рамки… Это говорит тоже о милости и о любви Божией; мы колеблемся друг ко другу подойти близко, мы колеблемся общаться на глубинах; Бог не боится; Он отдаётся до конца, на земле — жизнью и крестной смертью, а в вечности, приобщает нас, через Христа, силой и благодатью Святого Духа, к Себе Самому… И тогда мы можем понять, что еще давным-давно, за двенадцать веков до Григория Паламы говорил св. Ириной Лионский, что слава, как бы сияние Божие, это человек, достигший полной своей меры. Он говорил также и о том, что наше призвание — так соединиться со Христом, так принять Святого Духа, так быть охваченными Божественным огнем, что мы делаемся со Христом одно тело, Глава которого — Он, но члены которого — мы, так что в конечный день будет только одно человечество, один Человек во множественности лиц, и что этот человек, по отношению к Отцу будет Единородным Его Сыном. Аминь.