Митрополит Антоний Сурожский

Укрощение бури. Беседа о стрессе — онлайн

Не знаю, помните ли вы один из эпизодов Евангелия, когда Христос укрощает бурю. Его ученики всю ночь боролись с волнами, ветром и смертью и в конце концов отчаялись. А Христос спал. Они стали будить Его, и Христос встал и посмотрел на бурю. Но вместо того чтобы уподобиться апостолам, позволить буре внешней стать бурей внутренней, Он передает буре Свое спокойствие, говоря: «Умолкни, перестань!». Вот к чему мы призваны. Истинное сострадание не в том, чтобы разделять с другими их муки, но в том, чтобы делиться с ними своим миром; не в том, чтобы позволить себе втянуться в окружающее смятение, но в том, чтобы изнутри себя поделиться с другими той устойчивостью, которой у них нет, тем миром, который может дать только Бог.

Но ведь так часто бури происходят от конфликта между двумя сторонами, двумя людьми или двумя группами. Как вести себя в таком случае? Поступить правильно тут очень непросто. Даже если мы считаем, что одна из сторон права, а другая нет, нельзя занимать одну сторону и таким образом разделять людей на друзей и врагов. Если мы что-то поняли про внутреннюю устойчивость, мы должны суметь войти в этот спор и встать в самом его центре, в переломной точке, в самом средоточии насилия, там, где оно сминает и распинает. Мы должны встать там и положить руку на плечо каждому из спорящих. Где тот человек, который придет и встанет в самом сердце спора — не как посредник, не как третейский судья, не как тот, кто найдет некий компромисс, но как тот, кто удержит две стороны вместе и соединит их?

Чтобы сделать это, нужно одинаково, во всей полноте понимать обе стороны и печься о них. Говоря, что Христос — Бог и Человек, мы тем самым говорим, что Он стоял перед Богом от лица людей и перед людьми от лица Бога. Он был отвергнут людьми и должен был умереть за стенами Иерусалима. Оставленный Богом, Он должен был умереть смертью человека без Бога, человека, лишенного Бога. По обе стороны этой трагедии Он сделал ее своей, полностью и в равной степени участвуя в ней с обеих сторон. Это не значит, что Он считал обе стороны одинаково правыми. Человечество утратило свое призвание, оно погрязло в грехе и нуждалось в спасении; а Бог был прав. Спасение могло прийти только через Того, Кто явит полное, совершенное единство с обеими сторонами ценой Своей жизни, но в совершенном спокойствии и устойчивости, безо всякого стресса. Стресс появился бы, если бы эта ситуация была навязана Христу, если бы Он не мог избежать ее при всем желании. Но Он Сам сделал выбор: «Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее». Здесь не было стресса. Христос находился в полном единении с каждой из сторон: Он полностью поддерживал одну из сторон и при этом полностью поддерживал другую. В ситуациях насильственного конфликта поступить так очень сложно, говорить гораздо проще.

Я бы хотел завершить беседу цитатой. Когда несколько лет назад Чехословакия подверглась вторжению, один из иерархов Чешской Церкви встретился со мной в Лондоне. Он сказал: «Скажите всем, кто любит нас, чтобы не ненавидели наших врагов; ненавидя наших врагов, они лишь увеличат количество ненависти в мире. Любите нас и жалейте их».

Думаю, что наша реакция на ситуации, вызывающие стресс, очень сильно зависит от того, что мы за люди. Некоторые в трагической ситуации ведут себя спокойно, другие, напротив, полностью теряют голову. Но, думаю, если приучить себя и в спокойное время, и в ситуациях небольшого стресса не просто держать себя в руках (потому что держать себя в руках — это не решение, за этим последует реакция), а сохранять мир в душе, тогда мы сможем переживать стрессовые ситуации без последствий. Однако для этого требуется постоянно следить за собой в то время, когда нам кажется, что причин для стресса нет.

Посмотрите, как реагирует на звонок телефона человек, который в это время пытается работать. В первый раз он ответит спокойно, во второй — с некоторым чувством нетерпения, а в десятый может даже выразить это нетерпение (правда, не обязательно тому, кто звонит). Помню, я однажды говорил с человеком, который после десятого звонка схватил телефон и бросил его в угол комнаты — так в нем постепенно накопилось раздражение. Но если научиться не просто держать себя в руках, но каждый раз признавать свой стресс и говорить себе: «Нет, я расслаблюсь, полностью успокоюсь, приду в равновесие» — если искать такого равновесия, которое не поколеблет звонок телефона, то вы поймете, о чем идет речь. Цель этого упражнения в том, чтобы достичь такой глубины, на которой стресс вас не сможет затронуть. Для разных людей, в зависимости от их природных особенностей, эта задача будет более или менее сложной, потребует разных подходов; но в конце концов нужно достичь именно такой глубины. Чтобы лодка не переворачивалась, киль должен быть достаточно глубоко под водой.

Я считаю делом нашей жизни — ежедневным, ежечасным — учиться быть таким человеком, который может укрощать бурю, преодолевать стресс, когда тот случается, признавать его, когда с ним не удается справиться, и постепенно постигать ту степень умиротворения, которая позволяет оставаться непоколебимым хотя бы на одном уровне, даже переживая сильные страдания на другом. Я бы применил это к молитве Христа в Гефсиманском саду. На одном уровне Он стоял лицом к лицу со смертью, будучи отвержен людьми, оставлен Богом, в ожидании страшной смерти и так далее. Но в то же время Он устойчиво стоял на камне Своего смирения и послушания.

Рекомендовано к публикации

Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р23-315-0388

Перевод с английского
Переводчик А. Михеев
Редактор А. Дик
Верстка С. Ковалец
Дизайн обложки С. Хидоятов
Корректор О. Максимова
© А. Михеев, пер. с англ., 2023
Издание подготовлено и распространяется на благотворительной основе (не для продажи)

[1]             Беседа в Королевской зарубежной лиге 11 февраля 1975 г. / Пер. с англ. А. Михеева под ред. А. Дик. Название дано издательством.

Королевская зарубежная лига (Royal Over-Seas League, ROSL) — некоммерческая организация, объединяющая единомышленников из Содружества наций и не только с 1910 года, деятельность которой посвящена развитию дружбы и понимания между народами

[2]             В другой беседе митр. Антоний приводит эту фразу как принадлежащую Н. А. Бердяеву.