Продолжая наши беседы по Ветхому Завету, я хочу сказать еще две вещи об Аврааме. Вы, наверное, помните, что характерной чертой в личности Авраама и в его отношении с Богом было то, что он во-первых, Богу поверил, поверил внутренней уверенностью, что зовущий его голос не манит его куда-то в неизвестное, а определенно его зовет в будущее. А второе: что при всех обстоятельствах он оставался верным тому, что Бог ему велел. Примером того мы видели в рассказе о заклании Исаака, как Авраам не противопоставил одно Его речение против другого, а просто предоставил Богу решать неразрешимую для него самого проблему – и Бог ее разрешил. Из этого отношения полного доверия и совершенной уверенности в Нем – в чем и заключается вера – вырастает новое отношение между Богом и Авраамом. Конечно, Бог его изначально глубоко знает и понимает, но из того, что случается, и Авраам начинает Бога понимать и знать. Он не противоречит Ему; но вместе с этим в рассказе о том, что Бог решил уничтожить Содом и Гоморру, два города, которые были преисполнены злом, Авраам обращается к Богу с мольбой о том, чтобы Он пожалел этих людей. Неужели можно сказать, что у Авраама было больше сострадания к грешникам, чем у Бога? Конечно, нет. Если мы могли бы это сказать, мы должны были бы сказать, что Бог ниже Авраама в Своем нравственном облике. Нет; но дело в том, что Авраам так сроднился с Богом, так глубоко Его понял, так переживал то, что является как бы сущностью Божией: Его любовь, Его сострадательная, крестная любовь, что когда суд Божий перед ним предстал, он встал в защиту грешников – не против Бога, а как бы вместе с Богом со-переживая ужас их возможной погибели. Он спрашивает: если хоть пятьдесят человек праведников будет, неужели Ты погубишь этот город? – Нет, – говорит Бог, – не погублю. – А если только тридцать? или двадцать? или десять? – Нет… Но не оказалось и десяти. Ударение я сейчас ставлю не на количество грешников, а на то, что Авраам так мог говорить с Богом. Потому что он вместе с Ним со-переживал боль, острую боль о том, что эти люди не могут продолжать свое существование на земле, – не потому что они землю порочат, а потому что это их собственная погибель: лучше им не жить, чем продолжать так грешить, как они грешили.
Это может нам напомнить рассказ о потопе, о том, как Бог сказал: Этим людям дальше жить нельзя; они стали плотью, духа в них больше не осталось; они сосредоточились только на земном, только на вещественном; ничего у них не осталось, что могло бы сделать их родными Мне и быть для них путем в вечность… Вот это первый пример того, как вера Авраама и его доверие к Богу так сроднили его с Богом, что он Богу говорил то, что лежало на сердце Самого Творца и Спасителя.
Опубликовано: Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002; Альфа и Омега. 1994. № 1; О слышании и делании. М.: Издательство московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 1999 (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)