В завершение я хочу сказать нечто о Моисее как о прообразе Спасителя Христа. Это тема не новая, святые Отцы об этом говорили и писали.
Моисей является освободителем, и Христос – Освободитель рода человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ из жизни Моисея и как бы перекинуть на эпоху Христа, то мы можем видеть следующее. Еврейский народ пришел в Египет свободным. Через несколько столетий он оказался в рабстве у местных жителей, и евреи тосковали по времени, по дню, когда Бог их выпустит на свободу, то есть даст им возможность быть самими собой, не быть порабощенными. И вот в какой-то день встал в среде этого народа Моисей, человек, который был одним из них – и вырос в какую-то новую меру своего сознания. Он вырос в такую, что мог узнать Бога, как никто из его современников среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой (Исх 3:2 и сл.). Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос ему сказал: Сними свои башмаки, потому что земля, по которой ты ходишь, священна… Она священна тем, что в сердцевине этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом, и вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Апостол Петр много столетий спустя говорил о том, что мы призваны все стать причастниками Божественной природы (2 Пет 1:4), все мы призваны стать как бы купиной неопалимой, – каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога таким, каким Моисей Его теперь видел: как огонь, который не поедает, а преображает свою тварь, – он вернулся к своему народу, взглянул на то, что происходило, и услышал голос Божий: Выведи этот народ… И Моисей вывел еврейский народ из плена…
Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: Тебе идти, тебе выводить народ… Моисей даже сопротивлялся, говорил: Я не могу, я заикаюсь, не мне идти… Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и почему Моисей все-таки послушался?
Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я бы даже сказал – всего человечества. Открытия научные, литературные произведения – это плод человеческого гения и одаренности; но решающее действие очень часто производится людьми, о которых в голову не придет подумать, людьми как будто заурядными, которые ничем не отличаются, но у кого горит сердце, у которых непреклонная воля и которые верят во что-то большее, нежели то, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, вы увидите, что не обязательно гении совершали эти преобразования, а люди, у которых было чистое сердце и видение.
И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были именно те свойства, которые как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался, он ничем не выдавался особенно. Но он встретил Бога лицом к лицу; и, бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей нашел в себе – не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда речь шла между Богом и Моисеем о том, что он должен вывести евреев из плена, он замечательно сказал Богу: Но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь, нам идти незачем… Он знал, что речь идет не о том, чтобы высвободиться из плена и создать новую гражданскую родину, а о том, чтобы стать Божиим народом и создать такое Царство, где бы царствовал Бог, где все были бы Божиими слугами, Божиими священниками, богопочитателями. Это и делает Моисея великим.
И если опять-таки в этом отношении говорить о параллели, которую святые Отцы устанавливали между Моисеем и Спасителем, есть некоторые сходства. Спаситель земли не был царем, не был вельможей, не был властителем. Он был неизвестным Человеком из Назарета. С точки зрения людей за этим ничего не стояло. Да, Он был Богом, ставшим Человеком, но в глазах Своих современников Он был одним из них; и немудрено поэтому, что Нафанаил, когда ему сказали, что в лице Иисуса Христа ученики нашли Спасителя, Христа, Мессию, возразил: Может ли что хорошее выйти из Назарета?.. Кана Галилейская, где жил Нафанаил, на расстоянии нескольких километров от Назарета. Что бы вы сказали, если бы вам кто-то заявил, что живущий на расстоянии нескольких километров молодой человек, которого вы знали чуть ли не с детства, оказывается – Сын Божий Воплощенный?..
И вот в этом некоторая параллель с Моисеем. Это было невозможно; выбран был такой человек, который был бы послушен Богу до конца, а не выделялся бы какими-либо земными особенностями. Всякий, кто его видел, мог узнать себя в нем. Никто не мог сказать: Ну да, тебе-то хорошо, ты вельможа, ты богат, ты знатен!.. Всякий мог сказать: Да ведь Он один из нас, Он – как все, и посмотри, что Он нам говорит: Он нам говорит, что мы призваны быть свободными! За таким человеком можно пойти.
Опубликовано: Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002; Альфа и Омега. 1994. № 1; О слышании и делании. М.: Издательство московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 1999 (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)