Владыка, перед встречей с вами мы рассматривали иконы в храме и заметили вот тут икону новомученика Николая II. Разве есть у Православной Церкви такой святой?
Пока нет. Николай II и члены его семьи, расстрелянные большевиками, канонизированы только Русской зарубежной церковью. Но я убежден, что это будет сделано и у вас, хотя сейчас по политическим мотивам такая канонизация пока вряд ли возможна.
Нам доводилось как-то разговаривать с представителями русской зарубежной церкви, и они высказали мнение, что все многочисленные несчастья, выпавшие за последние семьдесят четыре года на долю нашей Родины, произошли из-за того, что была безвинно расстреляна царская семья. Согласны ли вы с этим?
Интересная точка зрения, но ответить утвердительно или отрицательно на этот вопрос я не могу. А то, что в России сейчас нравственная разруха гораздо более страшная, чем разруха, так сказать, материальная, и что происходит она из-за того, что слишком долго страна и нация жили «не теми» принципами, что и позволило расстрелять Николая II и его семью, это для меня очевидно. Мы постоянно молимся о России, желаем ей возрождения. Но думаю, что процесс возрождения займет многие десятилетия.
Владыка, теперь вопрос традиционный. Расскажите, пожалуйста: как вы стали священником?
Родился я в 1914 году, отец мой состоял на дипломатической службе, специализировался, как сейчас говорят, по восточным странам. Когда в России произошла революция, нашей семье пришлось долгими путями пробираться в Западную Европу — через Бомбей, Югославию и Австрию. Хотели мы осесть в Англии — как-никак именно из Шотландии дальний наш предок по фамилии Блум приехал в Россию служить Петру I, но до Лондона не добрались. Осели в Париже, где тогда была русская колония примерно из семидесяти тысяч человек. Окончил в Париже русскую гимназию /лицей!!/ и в 1939 году — медицинский факультет университета.
Три года я провел во французском Сопротивлении, затем служил врачом во французской армии, потом демобилизовался и стал заниматься частной медицинской практикой. Всё это время я, как мог, старался поддерживать отношения с церковью, и вот в конце сороковых годов наш епископ предложил мне стать вторым священником в русско-французском приходе. Причем, у него была такая мотивировка: «У тебя хороший доход от частной практики, значит, мы можем не платить тебе жалования». Ведь церковь наша была крайне бедна. В 1949 году я «на время» приехал в Великобританию, где был тогда единственным православным священником. Рассчитывал вскоре вернуться во Францию, но Господь судил иначе.
С какими же проблемами вам пришлось столкнуться в Лондоне?
Их было, главным образом, две. Во-первых, по сравнению с Парижем в Англии было ничтожно мало моих соотечественников, всего около 600 человек. Объяснялось это очень сложными английскими иммиграционными законами, ведь в отличие от французов, которые позволяли практически свободно приезжать в страну, а затем так же свободно умирать с голоду, англичане заботились обо всех, кому позволяли у себя жить. Вот только получить такое разрешение было крайне сложным делом. Вторая — и самая большая — сложность заключалась в том, что русские эмигранты необычайно быстро ассимилировались в Англии, как бы растворились среди англичан, вступали в смешанные браки, принимали английскую культуру и религию, забывая подчас даже русский язык. Когда я приехал в Лондон, в основном моя паства состояла, как мы шутили, из «бабушек и внуков». Бабушки — это представительницы первой эмиграции, внуки — те, кому удалось вырваться из России после второй мировой войны. Среднее поколение было почти потеряно. Мне пришлось даже разучить православную службу на английском языке (хотя я английского тогда вообще не знал), чтобы сделать для них близкой нашу церковь. И медленно-медленно люди стали приходить к нам.
Это здание вы получили сразу же, когда приехали в Лондон? Честно говоря, по архитектуре оно мало похоже на православную церковь.
Вы правы, внешне оно не похоже на православный храм, хотя эта церковь — копия древней базилики святой Зои в Вероне. Переехали мы в нее только в 1954 году. А до этого городские власти пустили нас в церковь около вокзала Виктории, но в 1954 году она была продана автобусной станции и снесена.
Так продолжалось до тех пор, пока здание не захотел купить китайский ресторан. И нам предложили или выложить 50 тысяч фунтов и купить церковь, или «освободить помещение».
Случайно о наших трудностях узнали журналисты, и я дал два интервью в газеты «Таймс» и «Чёрч Таймс». Я даже не подозревал о том, что у нас в Англии столько друзей! Пожертвования шли от сотен и тысяч людей. До сих пор помню два случая — один русский эмигрант, уже очень преклонных лет, прислал нам все свои сбережения — три фунта — и свое золотое обручальное кольцо. А другой наш соотечественник выслал на храм тысячу фунтов. В концентрационном лагере во время войны у него из-за гангрены должны были отнять обе руки. Он начал горячо молиться Богородице, и болезнь, к изумлению врачей, отступила. Когда много лет спустя он прочитал о сборе пожертвований на храм, во сне ему явилась Богородица и напомнила, что пора вернуть долг. И вот так удалось собрать 275 тысяч фунтов.
Вы по воле исторических обстоятельств были с детства оторваны от Родины. Часто ли удается теперь бывать в России?
Первый раз я был на Родине, когда мне было 43 года, потом стал ездить чаще. Но в Ленинград меня просто не пускали, мой куратор из Совета по делам религий мотивировал это тем, что я — «враг Советской власти». А в основе всего лежал один эпизод. Я по убеждениям — антикоммунист, но взглядов своих никому не навязываю, отвечаю только, когда меня спрашивают. Так вот в первый мой приезд в Советский Союз меня в Совете по делам религий спросили, есть ли у меня какие-либо политические убеждения. Я испугался, что, если отвечу отрицательно, они меня попытаются как-то использовать в своих политических играх. Поэтому я ответил: «Я монархист». И от меня раз и навсегда отстали, наверное, решили, что я сумасшедший.
Владыка, вы, наверное, знаете, что в нашей стране недавно был принят Закон о въезде и выезде. Но и без него число советских людей, выезжающих за рубеж, постоянно увеличивается. Как вы считаете, готова ли Англия встретить новую волну беженцев из Советского Союза?
Англия надежно защищена своей иммиграционной службой и законами. В другие страны Западной Европы въезжать будет гораздо легче. Но все «свободные места» там уже заняты. Даже на самой низко квалифицированной и мало оплачиваемой работе трудятся — и отлично — выходцы из стран третьего мира. Уже сейчас мы постоянно получаем из России письма с просьбами найти для кого-то работу, помочь купить билеты за валюту. К сожалению, приходится отвечать отказом даже на просьбы о помощи в лечении детей. Я, правда, знаю нескольких хирургов, которые согласны проводить бесплатные операции, но ведь всё равно надо платить за больницу, лекарства, работу хирургической бригады, наконец. Сам я живу на три тысячи фунтов в год…
Простите, что перебили вас, владыка. Но ведь даже самый низко квалифицированный уборщик в больнице получает здесь около пяти тысяч фунтов в год. Как же вы, представитель Русской православной церкви, умудряетесь жить в таком дорогом городе, как Лондон, на такие крохи? Впрочем, это вопрос уже личный, и можете на него не отвечать…
Тайн тут никаких нет. Во-первых, у меня мало расходов. Я не ношу никакой одежды, кроме церковной, живу в домике при церкви (мы его называем «сторожкой»), сам себе готовлю, сам являюсь своим секретарем. У меня нет автомобиля, я сам убираю у себя, сам стираю. К тому же вся моя жизнь приучила меня жить в бедности, и я считаю это естественным и нормальным для человека.
Интервью взяли (в Лондоне) К. Авдеева, А. Карцев.
Опубликовано: «Комсомольская правда», 30 июля 1991 г.