Святой Константин был сыном римского императора Констанция Хлора, и мать его — та Елена, которую мы прославляем вместе с ним. Он стал преемником своего отца в 306 году. Он был известен, как человек мудрый, строгий, умный, крепкий телом, мужественный на войне, но вместе с этим, как человек с живой и глубокой душой. О нем пишется, что у него была «мудрость Соломона и кротость Давида», глубокий, опытный в мудрости ум и, несмотря на ту власть, которая у него была, истинная кротость, внутренняя тишина, человечность — а это свойство редкое было в те времена, когда императорами избирались бойцы, начальники войск, и когда всё держалось на их власти и авторитете. Шесть лет после того, как он вступил на престол восточной части империи, его призвали подданные западной части, т.е. Рима, на помощь. Над ними тогда властвовал Максентий, который был не только гонителем христиан, но и гонителем всех своих подданных. Константин с ним сразился, и вот в этом сражении в 312 году случилось нечто, что повернуло всю его жизнь. Перед битвой он обратился мысленно к языческим богам, которым верил, поднял глаза к небу и увидел Крест, и как бы прочел в облаках слова «сим побеждай» — побеждай Крестом. Он на самом деле победил своего противника, но это видение осталось у него в душе, он признал Того, Кто когда-то был распят на Кресте и Крестом победил рознь, грех, зло, смерть, — он признал Его своим Богом, он стал христианином, отдав всю свою душу, мощную, глубокую, Спасителю Господу Иисусу Христу.
Он уверовал, но по обычаю того времени не сразу крестился, он захотел сначала переменить свою жизнь, так, чтобы она была достойна того Господа Бога, Которого он себе избрал; и только много лет спустя, когда он был на смертном одре, прожив долгую жизнь, как христианин и как правитель, достойный своего христианского звания, он крестился; ему тогда было 65 лет, и это был последний шаг его жизни.
В 323 году, еще до этого, он победил врагов христианства на Востоке и установил единодержавие. Церковные песни называют его славой царей, богатством и поборником сирот и вдов, защитником пленников и их освободителем. Он сумел в своем лице соединить власть единодержавного монарха и кротость человека, подлинного христианина. Он любил храмы и их строил, а в это время строительство храмов было очень важно, потому что до него христиане преследовались; храмов у них не было, молились они тайком, где только могли — в катакомбах в Риме, в лесах, в пустынях, в укромных местах. И он заботился о мире Церкви, о том, чтобы Церковь, которая должна являть собой образ единства, любви, стройности в истине, действительно была таковой.
И на его долю выпала славная задача: в 325 году он созвал Первый Вселенский собор, где был провозглашен первый и основной догмат нашей христианской веры: о Божестве Господа Иисуса Христа, который тогда был поставлен под вопрос Арием, ученым священником города Александрии, который не мог понять, каким образом Бог бесконечный мог, как бы стать конечным, ограниченным, в Воплощении став человеком, как Бог вечный мог войти во время. Он исходил из философских предпосылок, заменяя ими непосредственный опыт и непосредственное знание Церкви Христовой, знание о том, что Господь Иисус Христос был подлинный и совершенный человек, и одновременно и поэтому был един с Богом — Богочеловеком.
Святая Елена, как я сказал в начале, была матерью Константина. Она отличалась милосердием, любовью к храмам. Она приняла христианство, когда и Константин нашел в Христе своего Спасителя и Бога, и ей было дано совершить нечто очень великое. Она совершила паломничество в Иерусалим и в 327 году обрела Крест Господень. Найден был тот Крест, на котором был распят Спаситель Христос и явлен народу. Мы празднуем ее память за ее смелость в обращении к христианству среди языческого мира; мы празднуем ее память за ее милосердие и любовь; и мы дивимся тому, как Господь ей дал найти тот Крест, драгоценный Крест, на котором умер наш Спаситель Господь Иисус Христос.