Мне хочется провести ряд бесед о православном храме и о том содержании, которое в нем есть — не о предметах только, а о духовном содержании. И начну я с того, что представляет собой храм, стоящий посреди города.
В древности, как все вы, наверное, знаете, христиане были гонимы. Храмы не стояли явно перед лицом всех людей; христиане собирались в катакомбах, в подвалах, в потаенных местах. Что представляли эти места для них? Это были места, посвященные Живому Богу, в Которого они верили. Весь остальной мир был враждебен Христу, христианской вере. Можно сказать, что и в современном мире положение храма в значительной мере таково же, потому что общество, среди которого мы живем, тем более — безбожное, активно безбожное общество как бы поставило Бога, Христа вне закона. Бог не имеет права жительства, Он не имеет права законно существовать в той или другой стране, а если Он и существует, то игнорируется большинством жителей. И храм, стоящий посреди города, говорит людям, которые к Богу никакого отношения не имеют и не желают иметь, что у Него есть приверженцы. Что какие-то люди в Него верят. Какие-то люди в Него достаточно верят, чтобы построить храм или сохранить этот храм, и быть верующими в этом храме, чего бы это им ни стоило.
Я помню, как я впервые приезжал Москву: современный город, здания, какие они есть — бездушные, беднота в значительной мере (это было в 1960 году). Меня повели в храм. Вокруг храма здания были мертвые; когда я вошел в храм, я вдруг оказался в царстве красоты. Знаете, есть замечательное слово у Платона; он говорит, что красота — это убедительная сила истины. Я остановился перед этой красотой, которая была так не похожа на то, что я видел снаружи. Один французский писатель в одном из своих романов описывает человека, который вдруг обнаруживает, что вокруг него настала какая-то непостижимая, глубокая тишина; он к этой тишине прислушивается и вдруг восклицает: “Да, в сердцевине этой тишины — живое присутствие Бога!..” Вот то, что составляет сердцевину храма, и придает жизнь той красоте, которая иначе могла бы быть только эстетикой — здесь она средоточие, из которого идет смысл.
Опубликовано: «Войду в дом Твой…» — СПб.: Сатисъ, 2011. 78 с.