Я несколько раз употребил выражение “Живой Бог”. Разве Бог может быть не живым? Почему такое выражение? Я употребляю это выражение, потому что для меня Бог — живая и животворящая сила, как бы в противовес тем изваяниям, статуям, перед которыми преклонялись язычники. Эти статуи были делом их рук, они могли быть прекрасны, но они были мертвы. Это был камень, который служил им для сосредоточения внимания, когда они хотели молиться, потому что легче молиться на лицо, чем молиться в пространство; это было выражение тех или других свойств, которые они приписывали Богу, вернее, своим богам, но это были предметы, сотворенные человеком. Тогда как Бог, о Котором мы говорим, это Бог, Который Сам в Себе жив, Который не нуждается в нас для того, чтобы быть Собой, Который до нас как бы доносит свет, тепло, жизнь, обновление. Вот причина, почему я часто употребляю это выражение “Живой Бог”: Бог, Который в Себе есть не что иное, как полнота жизни, и Который может этой полнотой жизни наделить нас тоже. с.292/3
Конечно, мы о Боге говорим разно. Русское слово «Бог» происходит от санскритского слова bhaga, которое значит «богатый». В катехизисе говорится, что Бог «вседовольный, всебогатый» — не в современном смысле слова, что Он «доволен», а в том смысле, что у Него нет недостатка ни в чем. Он имеет полноту всего. И поэтому Бог не нуждается в том, чтобы нас сотворить; Он сотворил нас только по любви: чтобы с нами поделиться жизнью, существованием, Хомяков говорил, что слово «Бог» происходит от славянского корня «быть». Бог – Тот, Который есть, в Котором нет ни сотворенности, ни момента, когда Его не было. Он – самое бытие, в полном, торжествующим, ликующем, победоносном смысле слова. На западных языках слово «Бог», например, на английском или немецком God, Gott происходит от древнеготского корня и значит «Тот, перед Которым в благоговении падаешь на колени, когда Его встречаешь». И на греческом языке один из корней слова «Феос», которое тоже значит «Бог», говорит точно о том же самом.
И это замечательно, потому что говорит о том, что наше знание Бога не надуманное, а основано на опыте тех людей, которые ы какой-то момент вдруг ощутили, что находятся перед непостижимым величием, перед святыней, перед Кем-то – именно не предметом, не статуей, а Кем-то, Кто является полнотой жизни, полнотой силы, полнотой красоты, полнотой бытия.
Я помню рассказ молодого человека. Как-то во время войны он шел ночью по городу, проходил по мосту. Он шел с опасностью для жизни; полная луна ярко освещала его путь, и он знал, что если его заметят, он будет просто на месте застрелен. И вдруг сознание Божиего присутствия охватило его с такой силой, с такой ясностью, что он остановился, забыв о грозящей опасности, и прямо посреди этого моста упал на колени и поклонился до земли — невидимому Богу, чье присутствие стало настолько ярко ощутимо, что он только и мог до земли поклониться. Вот момент, когда можно сказать: он встретил Бога. Чувство присутствия Божия его бросило на колени, причем не раболепно, а в сознании, что это единственный способ Богу сказать: Я Тебя почитаю, я Тебе поклоняюсь, я всю свою жизнь Тебе хочу отдать, если только смогу и если Ты мне поможешь!.. И вот такого Бога – да, нам приходится называть Живым Богом, не изваянием, не представлением, не философской концепцией, а Жизнью, торжествующей, ликующей Жизнью.
Опубликовано: «Войду в дом Твой…» — СПб.: Сатисъ, 2011. 78 с.