Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
На вопрос книжника о том, как ему достигнуть вечной жизни, Христос ставит ему вопрос: «Что сказано Богом об этом?» И книжник отвечает, что путь к вечной жизни в том, чтобы любить Бога всем сердцем, всей жизнью, всей крепостью, всей душой своей, и ближнего своего, как сам себя…
Христос каждому из нас ставит тот же вопрос: «Вот, ты ищешь вечной жизни; может быть, ты ее жаждешь, а может быть, только о ней мечтаешь, но скажи — знаешь ли ты путь в эту вечность?..» И каждый из нас этот путь знает: нет иного пути, кроме любви, потому что всё пройдет. Вера стоит, пока мы не стоим лицом к лицу с очевидностью, с реальностью того, во что мы верим; надежда пройдет, когда исполнится всё; останется любовь; любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь, которая держит собою всё.
Но как этой любви научиться? Часто мы жалуемся на то, что нет у нас достаточно любви к Богу; Он для нас туманен, далёк; но есть у нас ближний, и ближнего можно любить, и если мы не любим ближнего, как апостол Иоанн говорит в своем послании, мы не имеем права говорить, что мы любим Бога; потому что если мы знаем, что моего ближнего Бог так возлюбил, что Он Своего Единородного Сына на смерть отдал, чтобы его спасти, так же как и меня, — если мы это знаем, неужели мы можем ближнего нашего ненавидеть, от него отворачиваться, к нему быть холодными, когда мы знаем, как его любит Господь? Поступая так, мы отходим и от Самого Бога; Бог остаётся с нашим ближним Своей любовью, мы же, отходя от нашего ближнего, отходим и от Самого Бога… Как это страшно подумать, и как это постоянно бывает со всеми нами! Но как научиться любить ближнего? Любить, это не значит обязательно иметь какие-то нежные, живые чувства, — это придет, это, конечно, то, к чему мы стремиться должны; но раньше, чем ближнего нашего возлюбить лаской нашего сердца, мы можем его возлюбить деятельной любовью веры. Если, как я только что сказал, для нас реально, если мы понимаем, что Бог нашего ближнего, каждого, самого неприглядного, самого для нас тяжелого, самого отвратительного для нас любит до смерти крестной, то мы можем перед собой поставить вопрос: «Как же я этому ближнему могу послужить во спасение? Что я могу сделать для того, чтобы через меня до него, до нее, до них дошла бы Божия заботливая любовь? Что я могу сделать для того, чтобы этот мой ближний через меня получил то, что ему Господь хочет дать? Как могу я научиться стать зрячими Господними глазами, прозревающими всякую нужду, Его слухом, улавливающим каждый стон и мольбу, Его руками, творящими добро, Его стопами, спешащими на помощь, Его умом — глубоким, тонким, чутким, Его сердцем, отзывчивым, ласковым и строгим?… Как я могу этому научиться по отношению к ближнему, чтобы мое существование как ближнего этого человека, было ему благословением, чтобы я мог для него быть Божиим Провидением?…» И Христос нам дает к этому указание: «Возлюби ближнего как самого себя…» Разве мы любим себя? Неправда! Мы думаем, что любим, потому что мы ищем себе всего того, что сердце подскажет. Но разве это любовь? В нас есть мелкий, низменный человек — в каждом из нас — вот этого человека мы бережем; как мы бережем себя от оскорбления нашего тщеславия, от унижения и попрания нашей гордости, как мы защищаемся от всего того, что может ранить нас, потому что мы так мелки; и как мы небрежно относимся к тому величию, которое в каждом из нас есть. Ведь каждый из нас создан Богом по Его образу и подобию, каждый из нас любим Богом, каждый из нас призван в вечности быть другом Божиим — и как мы небрежно относимся к тому, что нам предложено. Нам предложено быть человеком по образу Христа во всём величии его, во всей его красоте, а мы даём себя нашим страстям, привычкам, влечениям изуродовать; мы — не образ Божий в глазах окружающих нас людей, потому что этот образ затемнен, сделан неузнаваем тем уродством, которое мы допускаем. Как лицо человека делается уродливым в момент гнева, в момент страсти, в момент охлажденья его сердца, помраченья. И вот мы должны научиться раньше всего, раньше, чем мы научимся любить и уважать ближнего, уважать себя самого, любить в себе ту красоту, которую Господь вложил в нас, её беречь, её хранить от изуродования и осквернения. Это требует большого подвига с нашей стороны; это нелегко, потому что всё в нас восстаёт против нашего величия: и наши страхи, и жадность наша ко всему мирскому, и способность наша ненавидеть, быть холодными, быть сосредоточенными на том, что мы называем «на себе», когда это совсем не я, а урод… Вот, пусть каждый из нас задумается: каков он, настоящий, подлинный он, не тот поверхностный он или она, которому мы служим как истукану, как идолу, которому мы приносим в жертву всю нашу красоту духовную, всё наше будущее, всю нашу вечность — и нашего ближнего, — а тот глубокий человек сердца, который, по образу Божию, пленником, мучеником, распятым живет и умирает в нашей душе. А для этого путь простой и легкий: не смотреть на себя, а вглядеться в образ Спасителя Христа и поставить себе вопрос: «Чем я на Него похож, и чем я так страшно не похож на Него?» И если мы обнаружим, что в нас есть какие-то чувства, похожие на Христовы, какие-то мысли, достойные Его, какие-то движения воли, согласные с Его волей, какие-то настроения, какой-то строй, который мог бы напоминать нам и другим о Христе — надо это запомнить: вот в этой черте, в этой мысли и чувстве, в этом слове и действии, в этом состоянии и настроении я как-то приблизился ко Христу, я хоть сколько-то Ему свой, родной, — и держаться этого так, чтобы всегда, всегда, без исключения быть таковыми хоть бы в этом. Попутно мы должны обнаруживать, как мы на Него не похожи в некоторых вещах, и от них отходить, себя от них отрывать, как бы ни было больно, как бы жадность наша ни влекла, отрываться от всего, что нас делает чуждыми, непохожими на Христа, значит — изуродованными. И если мы так с собой будем поступать, если мы полюбим себя такой строгой и спасительной любовью, тогда между нами и ближним не будет той преграды жадности, страха и ненависти, которая стоит между нами; тогда эта преграда постепенно расшатается, сначала станет густым, а потом тонким туманом, дымкой, и пройдет, и тогда окажется, что наше сердце, наш ум, наша воля, самая плоть наша, самая жизнь наша стала местом любви, и мы сможем начать любить Бога уже не послушной любовью, не любовью веры и надежды, а теплой, ласковой, спасительной, ликующей, радостной любовью сердца. Дай нам Господь вступить на этот путь сегодня, теперь, обернуться от всего того, что стоит на этом пути, и идти к вечной нашей радости, к вечной общей радости, к радости Христовой, к радости Божией, Который радуется больше об одном спасенном грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, будто бы не нуждающихся в покаянии.