По окончании конференции, устроенной в Париже митрополитом Антонием,
последний любезно согласился ответить на несколько вопросов:
ВОПРОС: Как вновь обрести утраченный нами внутренний мир?
ОТВЕТ: Я думаю, что это зависит отчасти от причины, по которой он был утрачен. Но я думаю, что первое, что мы должны сделать в подобном случае, это не горевать и не метаться, дабы не увеличить смятение и растерянность, так как причитания и жесты отчаяния не в состояния вернуть утраченного. Единственное, что мы могли бы сделать и что также нелегко, так это доказать: я был в одной ситуации, теперь я в другой ситуации, и именно в эту ситуацию я ставлю себя и действую изнутри её.
А если мы можем сказать это, то значит мы уже обрели такое равновесие, которое позволяет нам действовать изнутри, а не извне,
Я думаю, что это справедливо не только по отношению к «техническим» ошибкам, но и к греху. Св. Иоанн Лествичник говорит нам: «Перед совершением греха дьявол уверяет нас, что Бог милосерден, а после согрешения он нам заявляет: «Бог безжалостен». Именно здесь мы и можем уличить его, так как знаем, что он лжец по природе своей: если он что-то утверждает, значит это неправда. И мы можем сказать: «Я я согрешил и пришло время раскаяться». Таким образом, я сам могу сделать что-то, а не только просто ждать. Бог может спасти меня — грешника, каким бы я ни был. Он не может спасти святого, ибо я им никогда не был, а значит и сделать более реальным наше положение.
Я думаю, что дьявол, если и будет к чему-либо постоянно стремиться, так это к тому, чтобы привести нас в смятение и нарушить наше внутреннее спокойствие. Так как с его точки зрения, смятение, которое нас отделяет от Бога, так как оно оборачивается против нас самих, столь же ему выгодно, как и любой другой грех; что для него важно, так это то, чтобы мы не были с Богом. Если смятение оказалось достаточным для того, чтобы завладеть всем нашим вниманием, всей нашей внутренней жизнью, он достиг своей цели.
ВОПРОС: Церковь часто представляется мне пеленой, скрывающей от меня Бога, вместо того, чтобы быть откровением Божиим. Что вы об этом думаете?
ОТВЕТ: Я думаю, что в той мере, в какой Церковь является выражением и средством общения, она является одновременно тем и другим. Я думаю, что именно Слово Божие, пусть даже и в Евангелии, в той мере, в какой человеческие слова способны донести до нас это слово Божие, является для нас откровением и в то же время ограничением в той мере, в какой оно препятствует видеть скрывающееся за ним.
Вот пример, который имеет для меня определённый смысл, это пример витража: витраж открывает нам свет, он разделяет его на множество цветов. С одной стороны, этот свет нам открывает витраж, а с другой витраж открывает свет; то есть мы сталкиваемся с примером двойного откровения.
Я думаю, что Бог открывает нам глубины Церкви, а Церковь, открывает нам Бога, причём это откровение представляется нам чрезвычайно богатым и впечатляющим, если только мы не будем путать Церковь с элементами, ее учреждающими. Таинства есть Церковь. Ещё старые Отцы Церкви говорили, что таинства являются дверью на пути познания Бога, Ттак как таинства несут нам испытание Божие, которое мы можем осознать всем нашим интеллектуальным и чувственным существом. Церковь — это также место присутствия, она является одновременно и в равной степени божественным и человеческим органом, потому что в ней соединяеются всякое присутствие, как Божие, так и человеческое.
Очевидно, мы можем также охарактеризовать Церковь чисто внешне и сказать, что Церковь — это человеческое общество, которое основано на единстве веры, единстве таинств и единстве иерархии. Но это приближённая характеристика, это нечто, что предназначено для того, чтобы показать стоящему снаружи входную дверь или даже стену, по ( вдоль?) которой он должен идти, чтобы найти входную дверь.
Но для того, кто находится внутри Церкви, иначе говоря является членом Церкви, Церковь является самой тайной встречей с Богом, это присутствие Божие, это жизнь Божия, которая бушует в человеческих существах, которая превращает, которая преображает.
Таким образом, что в зависимости от точки зрения, на которую вы себя поставили, это может быть пеленой или также глубоким откровением. Мне хорошо известно, что Церковь несёт на себе печать многих человеческих недостатков, теневых сторон, но это является как бы скорлупой ореха: скорлупу не едят, так как внутри есть ядро, есть вся тайна, а также и вся реальность.
Я думаю, что сейчас у нас есть тенденция к уменьшению величия, реальности Церкви и подчеркиваниюи, выпячиванию мелочей, и я считаю, что от этого мы иногда бываем не в состоянии представить себе общую картину. Это происходият может быть оттого, что нам не достаёт внутреннего опыта в молитве, в таинствах, в углублении милосердия.
Пер. с фр.