Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье о расслабленном

1 мая 1977 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В течение ряда недель мы слышали каждое Воскресенье живое свидетельство людей, которые сами это испытали, видели, слыша­ли, ощутили, свидетельство о воскресении Христа. И в наступающие недели мы будем слышать чтения, рассказывающие нам о чудесах Господних. Чудо нам всегда представляется как нечто не только необычайное, но как бы ненормальное в том мире, в котором мы живем; это исключение, порой непонятное и изумляющее. Но самая природа чуда не в том, что оно стало исключением в той жизни, которую мы грехом, неправдой человеческой создали. Чудо — это восстановление той гармонии, которая изначально существовала между Богом и творением, гармонии, которая была нарушена человеческим грехом, которая продолжает быть нарушаема греховностью человека. И потому между Воскресением Христовым и Троицей, и затем в течение всего года, нам Евангелие так настойчиво напоминает о чудесах Христовых, что Его жизнь, Его учение, тем, что оно было услышано, воспринято людьми, что были люди — и еще есть на земле — которые остаются до конца Ему верны, о том, что крестной смертью и Воскресением и славным Своим Вознесением и даром Духа Христос восстановил эту изна­чальную, когда-то существовавшую и затем разрушенную нами, и разрушаемую нами, гармонию порядка, строя, торжества любви. Эти чтения нам говорят о том, что Воскресение Христово, если мы только сами откроемся этой благодати, если только мы сами захотим жить так, как учил нас Господь, т.е. в гармонии с со­бой и в гармонии с Богом и с людьми, это состояние чудесности может и до нас дойти…

Но для этого есть и человеческие условия; Христос в рас­сказе, который мы сейчас читали, спрашивает человека, хочет ли он быть здрав? И человек отвечает: Да! Хочу — но нет человека, который для меня составил бы условия исцеления, нет человека, который меня вверг бы в эти целительные и животворные воды… И Христос не ищет глазами вокруг Себя доброго человека, который оказал бы ему эту услугу; Он его исцеляет, как бы этим говоря: Разве недостаточно тебе Бога для того, чтобы стать целым, исцелиться, обновиться до конца… Так часто я слышу, и все мы друг другу говорим, что были бы мы совершенно иными, найдись человек, который нас вдохновил бы, укрепил, изменил…

Я помню, как раз мне поставлен этот был вопрос, и как я ответил тому человеку: Зачем ты ищешь другого? Стань сам таким человеком, и вокруг тебя этого вопроса никто больше ста­вить не будет… Вот, как мы должны поставить вопрос для себя самих: Нет человека — стану я таким человеком для других!… Но откуда же мне силу взять, как это возможно?… Так же прос­то, как это было возможно для всех, кто подходил ко Христу: с верой, с доверием обратиться к Нему; с доверием не только о том, что Он совершит чудо, но с таким доверием, которое нашу жизнь сделает единозвучной с Его жизнью, т.е. с таким доверием, которое способно воспринять Его учение как ключ этой гармонии… Нам надо самим настроить свою жизнь так, как чело­век настраивает музыкальный инструмент для того, чтобы можно было на нем играть, произвести гармонию. Так и мы должны свою жизнь настроить, перестроить с тем, чтобы божественная рука могла нас коснуться и чтобы вся наша жизнь запела чудесным об­разом. ..

Но хотим ли мы этого? Спаситель не напрасно поставил этот вопрос человеку, лежавшему уже тридцать восемь лет парализованным; хотим ли мы этого? Да — если это просто значит, что мы будем освобождены от болезни, от нестроения, от внутренней дисгармонии… Но этого недостаточно; если мы хотим быть исцеленными, сделанными цельными заново — или, может быть, впервые — то мы должны быть готовы взять на себя всю ответственность, которая возлагается на нас исцелением. А ответственность эта вот какова: с одной стороны, это исцеление, эта новизна жизни — нечто, что нам дается, что-то, чего у нас не было, что-то, что чудесно нам даётся Богом; это как бы новая жизнь, новое рождение, новое начало: оно нам больше не принадлежит. Человек, который был при смерти духовно или телесно, и вернулся к жизни, уже не хозяин своей жизни; та жизнь, ко­торой он теперь живет, это — новая жизнь, подарок от Бога, и надо, чтобы эта жизнь была до конца Божья; а до конца Божией может наша жизнь быть только если мы согласимся жить одной жизнью с Спасителем Христом, одной жизнью с Богом — любовью, жертвующей собой до конца, ликующей и крестной одно­временно.

И, с другой стороны, второе условие — это то, что если нам дано исцеление, мы должны взять на себя ответственность человеческой жизни, войти в жизнь мира, жизнь нашей семьи, жизнь нашего прихода, жизнь нашего общества, жизнь всех людей, войти в эту жизнь с тем, чтобы внести в нее строй, цельность и гармонию, чего бы это ни стоило… А стоить это всегда будет отвержения со стороны тех, которые не могут и не захотят этого принять.

Поэтому задумаемся над значением этих евангельских чтений о чудесах Христовых; чудо — это вновь установленная гармония, это естественное, нормальное состояние жизни, ко­торая нам возвращена; но для этого мы должны сами ее захотеть, и сами приготовить Богу готовность нашу к тому, чтобы получить дар и чтобы этот дар использовать достойно его драгоценности.

Аминь.

Слушать аудиозапись: Воскресенье о расслабленном. 1 мая 1977 г. , смотреть видеозапись: