Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Христианская жизнь течет как бы по руслу, или следует по стопам Самого Христа, Который есть образ подлинного, истинного человека. Она начинается с рожденья, возрастает крещением, а затем наступает шествие человека во Христе, со Христом, сначала в страстные дни, в трагедию Гефсиманского сада, в крестную смерть — и в воскресение. И этот путь весь усеян соблазном и испытанием; в жизни Христа нам представляется два таких испытания, два таких поворотных момента.
После того, как Христос крестился во Иордане, Духом Он был увлечен в пустыню и там подвергся первому искушению: «Если Ты — Сын Божий, преврати эти камни в хлеб и не оставайся голодным… Если Ты — Сын Божий, свергнись с высокой башни, чтобы показать всем Себя… Если Ты — Сын Божий, покажи Свою силу, покажи Свою мощь…» И Христос отверг эти соблазны силы; и позже, апостолу Павлу Он сказал, что сила Божия в немощи совершается.
Но на этом не кончилось испытание человека во Христе; после того, как Он прошел трехлетнее Свое служение, проповедь Царства Божия, пришедшего в силе, после того, как Он явил Божию славу и Божию целительную, спасительную мощь, когда на пути в Иерусалим Он Своим ученикам начал говорить, что Ему надлежит быть преданным, пострадать, умереть, апостол Петр к Нему подошел и сказал: «Пожалей Себя: пусть этого с Тобой не будет!..» В момент, когда Христос свободно шел к Своей смерти ради нас, один из нас Ему сказал: «Пожалей Себя! Разве человеческая плоть и кровь могут вынести этот ужас?..» И Христос употребил по отношению к нему те же слова, которые Он произнес по отношению к сатане в пустыне: «Отойди от Меня, сатана (т.е. противник); ты думаешь о том, что земное, но не о том, что небесное…»
Мы сейчас вступаем в Пост; в начале этих подготовительных недель мы будем полны и вдохновенья, и сил; когда самый пост настанет, нам дастся снова сила и вдохновение; но, когда мы пройдем часть его, мы начнем от него уставать. И вот нам надо избежать два соблазна, которые победил Христос: не заноситься силой, не стремиться к тому, что сверх нашей крепости, но смиренно открыться Божией силе, чтобы Его, Божия сила совершилась в нас, и совершила в нас и над нами то, чего мы никак над собой и в себе совершить не можем: поворот к Богу, исправление жизни, подлинное зрение своих глубин, покаяние слезное, покаяние сердца разбитого, сокрушенного… И когда начнет в нас убывать наше человеческое вдохновение, так же как и Христос, когда Ему было предложено Себя пожалеть, от пути Божия отступить, стать только человеком в его немощи — откажемся и мы от этого, и вспомним, что сила Божия совершается в немощи, и что как бы мы ни устали, как бы ни истощились наши силы, как бы мы ни чувствовали, что больше нет в нас ничего способного на этот бой, на это восхождение в страстные дни, на приобщение Христу в Гефсимании и на Голгофе, мы скажем искусителю: «Нет! Всё мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе», как и Павел сказал, и дойдем же через крест к Воскресению, и ожив силой и жизнью Христовыми, вернемся в жизнь, чтобы в ней сиять этой жизнью вечной, и приобщать других к этому торжеству и подвига, и Креста, и Воскресения. Аминь.