Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня Воскресение перед Крещением Господним; и в самом центре этого события, разумеется, после Самого Христа Спасителя, стоит святой Предтеча Господень Иоанн. С какой вестью обращается он к нам? Первые его слова: «Сделайте прямыми, гладкими пути Господни…» Эти слова особенно ярко оттеняются сейчас, потому что мы сегодня, в день, когда вспоминается в Евангелии слепой Вартимей, вступаем в подготовительные недели к Великому Посту. И эти первые слова Иоанна Крестителя: «Опомнитесь, обратитесь к Богу, сделайте прямыми и гладкими Его пути» — особенно важно нам сейчас услышать… А дальше, задумываясь над личностью святого Иоанна Крестителя, первые слова, которые выступают, слова, определяющие его служение и его путь, это: «Мне надлежит молиться для того, чтобы Христос вырос; мне надо постепенно сходить на нет для того, чтобы в полной мере открылся Спаситель Христос…» Эти слова, которые определяют его служение и его путь, определяют также наш путь, если мы хотим стать подлинно тем, к чему мы призваны. Всё, что в нас в несогласии с Богом, всё, что в нас есть самоутверждение и неприятие Евангелия — всё это должно изо дня в день, из года в год умаляться, таять и сходить на нет для того, чтобы всё место заняла правда Божия, истина Божия, жизнь Божия, чтобы в нас образовался, вырос в полной мере человек, который будет подлинной иконой Христа — и больше того — Самим Христом, по приобщённости, которую нам даёт Господь… Прямыми сделайте, гладкими сделайте пути Господни для того, чтобы Он мог войти в вашу жизнь, занять в ней то место, которое Ему принадлежит — Царя и Бога — и начните сходить на нет во всём том, что в нас есть недостойного Бога и недостойного нашего славного, великого призвания, чтобы нам вырасти в меру роста Христова.
На этом пути Церковь нам предложит из недели в неделю образы и примеры. В рассказе о Вартимее мы видим, образно, как человек может быть слеп, слеп ко всему, — не видеть света Божия, не видеть людей, не видеть себя, не видеть пути. Но разве это только состояние тех, у которых телесный взор потух? Разве мы видим мир Божий во славе и сиянии, каким его сотворил Господь? Разве мы друг друга видим подлинным, глубоким взором, открывающим глубины человека, заставляющим нас благоговейно, трепетно взирать на брата или на сестру нашу? Разве мы себя самих видим? Разве мы видим путь перед собой?.. Для того, чтобы видеть самих себя, должны наши глаза открыться на Христа, и только тогда, как бы отражённые в красоте Христовой, можем мы себя увидеть, какие мы есть, и в славе, к которой мы призваны, и в уродстве, которое мы на себя налагаем грехом, отступлением от Бога, обеднением всех даров духовных.
И дальше Церковь нас будет вести, из недели в неделю, к преддверью самого Поста; и эти подготовительные недели являются тем временем, когда мы должны сделать гладкими и прямыми пути Господни, сделать доступ Его к нам легким, открыться Ему до самых глубин. Это время, когда мы должны себя продумать глубоко, строго и с любовью; и когда мы вступим в Пост, уже не о себе думать, а о том пути, который перед нами откроется тогда, когда мы себя увидели уже подлинно, и когда обернулись к Богу, обратились к Нему, начали новую жизнь. Потому что недели Поста не должны являться неделями самоиспытания; образ за образом будут проходить перед нами лики святых и события Церкви; это — указание пути, это — тот путь, по которому нам надо устремиться от примера к примеру, от образа к образу для того, чтобы дойти до страшной и дивной Страстной Седмицы, когда и образы человеческие, и образы святости должны отойти, и мы останемся лицом к лицу только со Христом. Начнём же этот путь, и да благословит нас Господь, начав его сегодня, пройти строго и верно, с ликующей радостью о том, что нам даётся путь, нам дана возможность ожить, обновиться и встретить Христа, Спасителя, в скорби и крестной муке, и жертве Его, но и в славном, побеждающем всё, включая наш грех, включая нашу неправду, включая смерть Воскресении и Вознесении. Аминь.