Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
У преддверья Рождества Христова, когда мы ожидаем видеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть отдали, жизнь отдали с тем, чтобы родился Спаситель. Сегодня праздник предков Господних; каждый из нас несет в своем теле, в своей душе все прошлое человеческого рода; и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, ново сотворенным Богом; Он воспринял Свою человечность от тысячелетий, от, может быть, многомиллионной годами истории человеческого рода. В Его теле, в Его человечестве жили все те, которые жили когда-то на земле до Него.
Так же в нашем теле, в нашей душе живет всё прошлое человечества; и Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нем праведников или только таких святых, которые были бы достойны этой встречи с Богом, для которой слов нет, такая она изумительная, так она превосходит всякое воображение: в Нем живет человечество и праведное, и грешное.
В ряду имен, которые мы сегодня слышали и из которых нам некоторые памятны своей святостью, есть имена, памятные Ветхому Завету грехом. Но это всё были люди, которые пробивались через грех, пробивались через человеческую немощь, через потемненность сердца, через восстание плоти, через бушевание истории и жизни вокруг них, которые пробивались к Богу, искали света, искали правды, искали святости, даже если не хватало сил осуществить свою мечту. И с ними поистине был Бог, Который ни от какого грешника не отходит, Которого не пугает никакая неправда, Который может от нас отойти только тогда, когда мы холодностью, безразличием не хотим Его знать, — но и тогда Он не отходит. Он остается таким же близким, хотя и скорбно, крестно близким к нам.
И вот вспоминая сегодня всё прошлое человечества, всех этих людей, которые соткали, из тысячелетия в тысячелетие плоть и человечество Христово, вспомним их благоговейной, благодарной мыслью; и вспомним всех тех, которые были нашими предками, знаемых нами и незнаемых, тех, о которых радуется сердце, или тех, о которых, может быть, стыдится наша гордыня, — всех вспомним.
Христос, Своей человеческой святостью, оправдал всех тех, которые были плотью и кровью Его — и каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, т.е. к посвященности всего себя Богу, не только себя спасти, не только оправдать временное свое существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, которые живут в нашей плоти и в нашей душе. И всякий, кто прибивается к святости, всякий, кто делается храмом Святого Духа, кто действительно так соединяется со Христом, что он является частицей Его святейшего, пречистого тела, всякий, кто делается сыном или дочерью живого Бога, спасает, оправдывает, прославляет, осмысливает жизнь и судьбу всех тех, наследником которых он является своим человечеством.
Поэтому вдумаемся в это родословие Христа, вглядимся в эти имена — это все были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой ликующие и торжествующие,- и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества. И в нас живет прошлое: Он все прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле этого слова, и мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремленностью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода, и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые, порой, Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни. Как это дивно, какое это может дать нам вдохновенье на жизнь! Не для себя мы живем, даже не только для ближнего, для любимых, даже не для врагов, а для всего мира, для всего человечества, а за ним — для всей судьбы вселенной… Слава Богу, что Он так нам верит, и такую великую и дивную судьбу вверяет нам. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…»– М.: «Гранат»,2014.