Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье перед Рождеством Христовым. Родословная Иисуса Христа

3 января 1988 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Каждый год в воскресенье перед Рождеством Христовым на литургии читается «Книга родства» Иисуса Христа. И годами я задавал себе вопрос: зачем? Почему надо вычитывать все эти имена, которые так мало значат для нас или вообще ничего нам не говорят? А потом, посте­пенно мне стало яснее, зачем нужно это чтение.

Прежде всего, все эти люди — семья Господа Иисуса Христа, которой Он принадлежит по Своему человечеству; все они — Его родственники. И этого уже достаточно, чтобы эти имена были для нас значительны: Христос одной с ними крови, Христос — член этой семьи. О Божьей Матери каждый из этих людей может сказать: «Она рождена в этой семье. Она дочь нашего народа», и о Христе: «Он тоже рожден в нашей семье, хотя Он Бог наш, наш Спасатель, при­сутствие Самого Божества среди нас».

А кроме того, некоторые имена выделяются в этом ряду: имена святых, подвижников духа; и имена грешников.

Святые могли бы научить нас тому, что означает вера: не просто умственное убеждение, мировоззрение, которое совпадает в какую-то доступную нам меру с тем, как Бог видит вещи, но такая вера, которая есть всецелое доверие Богу, беспредельная верность Ему, и, ради того, что мы знаем о Боге, готовность жизнь отдать за то, что Ему дорого, за то, что Он есть, что Он Собой представ­ляет.

Подумайте, вспомните Авраама, вера которого подверглась предельному испытанию. Как трудно нам ради Бога отрешиться от чего-то «своего»; а Аврааму было предъявлено требование принес­ти в кровавую жертву собственного ребенка: и он не усомнился в Боге. А Исаак? Он подчинился без сопротивления, в совершенном, доверчивом послушании отцу, а через него — Богу.

Мы можем тоже вспомнить борьбу Иакова с Ангелом во тьме, подобно тому, как мы подчас боремся в ночной тьме, идя во мраке сомнений, во мраке, который иногда охватывает нас со всех сторон, и мы боремся за то, чтобы сохранить собственную веру, за то, что­бы не потерять собственную цельность, за то, чтобы не нарушить верность.

Но мы можем тоже научиться чему-то и от тех, которые вошли в историю и известны нам из Священного Писания как грешники. Они были хрупкими, хрупкость одолевала их; у них не хватало сил про­тивостоять влечениям тела и души, всему переплетению человеческих страстей. И одновременно, они верили в Бога всем порывом своей страстности. Один из таких грешников — Царь Давид, и он с такой силой выразил это в одном из своих псалмов: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!» Из глубины отчаяния, из глубины стыда, из глубины отчуждения от Бога, из самых темных глубин своей души он все же к Богу обращается со своим воплем. Он не прячется от Бога, он не бежит от Него, но бежит к Нему с отчаянным криком отчаявшегося человека. С такой же конкретной реальностью вы­ступают в Библии и другие мужчины и женщины: Рахав -блудница, и столько, столько других.

И вот, когда мы проходим через самые мрачные низины своей жизни, когда мы окутаны всем мраком, которой клубится внутри нас — обращаемся ли мы к Богу из глубин этого мрака, чтобы сказать Ему: «К Тебе, Господи, воззвах! К Тебе рвется мой крик души… Да, я во мраке; но Ты — мой Бог. Ты Бог, создавший и свет, и тьму, и Ты пребываешь и в этом мраке, как Ты пребываешь и в ос­лепительном свете: Ты и в смерти, Ты и в жизни; Ты во аде еси, Ты и на престоле, и где бы я ни находился, я могу взывать к Тебе…»

И затем еще последнее, над чем нам надо бы задуматься. Для нас это только имена; о некоторых мы знаем немного из Священного Писания, о других не знаем ничего. Но все они — конкретные люди, мужчины и женщины, подобные нам со всей нашей хрупкостью и надеждой, нашей колеблющейся волей и их колебаниями, со всей зачаточной любовью, так часто потемненной, но которая, хоть в зачат­ке — огонь и свет. Это люди конкретные, реальные; мы можем чи­тать их имена с чувством, что — да, я не знаю тебя, но ты одна, ты один из тех людей, которые составляют человеческую семью Хрис­та, конкретную и реальную; и несмотря на все превратности жизни, внутренние и внешние, ты принадлежишь Богу… И в конкретных об­стоятельствах нашей жизни, хрупки мы или крепки в данную минуту, мы можем пытаться научиться быть Божиими собственными людьми.

Поэтому задумаемся над этой родословной, и в следующий раз, когда прозвучит этот перечень имен, услышим его с искрою радости, с теплым сердечным чувством. Но мы сумеем отозваться на него сердечным теплом только в ту меру, в какую Христос будет стано­виться для нас все более и более реальным, и в Нем, через Него мы обнаружим, что все они — реальные, живые, родные нам и родные Богу.

Аминь.

 

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: