Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Бог так возлюбил мир, что Он отдал Своего Единородного Сына, послал Его на смерть, чтобы спасти этот мир. Мы с лёгкостью употребляем слово «любовь», без трагического, величественного чувства мы его применяем изо дня в день. А вместе с этим любовь является как бы сердцевиной, содержанием всего Евангелия, всего соотношения между Богом и человеком и должна была бы быть содержанием наших всех отношений. Любовь — не эмоция, любовь — не только чувство, хотя она и является чувством, глубоким, пронизывающим всё наше существо.
Но мера любви — это, во-первых, то, чтобы мы другого человека так ценили, его рассматривали как самую драгоценную вещь, что есть на свете, и были бы готовы всем пожертвовать для его добра, — не для временной просто радости, конечно, а для того, чтобы его жизнь или её жизнь была полнотой, ликованием и была бы полна истинного содержания. Любовь начинается с момента, когда мы на человека смотрим и видим в нём самое драгоценное, что есть в глазах Божиих, — существо, которое Бог сотворил по любви, сотворил, потому что Он хотел, чтобы этот человек во всю вечность с Ним пребывал неразлучно; чтобы Он, Бог, мог радоваться на него, и чтобы этот человек мог ликовать от этой Божией любви, и о той любви, которая горит в сердцах тех людей, которые от Бога научились самому существу и смыслу жизни.
Вот где начинается любовь. И если мы действительно человека ценим, если он для нас является драгоценностью, то, конечно, вся наша жизнь должна быть посвящена тому, чтобы ему помочь быть достойным Божией любви и любви тех людей, которые с чистотой, благоговением умеют его любить.
И, в конечном итоге, это значит, что, если мы говорим о том, что мы человека любим, мы должны быть готовы о себе забыть до конца и помнить только о нём или о ней, помнить всем своим существом и сердцем, и мыслью, и волей, и действием — всем, что в нас есть. Любовь — это ответ наш на бесценную ценность другого человека и готовность всё отдать для служения и для радости этого человека. И когда мы говорим, что Бог Своего Сына Единородного дал нас ради, для нашего спасения, мы об этом именно говорим. Бог так ценит каждого из нас, каждый из нас так значителен для Него, незаменим, драгоценен, что Он готов забыть Себя, забыть жизнь и её отдать, чтобы мы могли жить и верить в любовь.
Когда мы говорим о Боге, нам кажется это делом простым: конечно, Он нас так любит, конечно, мы знаем из Евангелия, что Он Свою жизнь отдал во спасение наше. Но понимаем ли мы, что это относится к нам? Если мы — Христовы, мы должны научиться друг друга так любить, как Он нас возлюбил, то есть быть готовыми себя самих без остатка, всецело отдать ради другого человека, потому что он так драгоценен в наших глазах и в глазах Божиих. Это не требует долгих размышлений и переживаний; это требует того, чтобы в нас, в душе нашей укоренилось такое чувство, такое отношение к Богу и к людям.
Мне вспоминается, как во время войны бомба упала на жилой дом. Все умудрились из этого дома выбежать и, оглядываясь друг на друга, радовались: «мы спасены». И вдруг они обнаружили, что осталась в доме одна старушка, которая не успела выбраться. Они не обсуждали этого, они только ужаснулись, но пока они ужасались, одна девочка девятнадцати лет, бывшая моя ученица, бросилась в огонь, чтобы спасти старушку, потому что она была бесценна — и погибла… Как Христос пошёл в пламя земной жизни, человеческой греховности, пошёл в это пламя, чтобы спасти каждого из нас, — но не так, как девочка эта: Он каждого из нас смог спасти, но ценой Своей жизни.
Подумаем над этим; подумаем, как мы любим друг друга, когда мы друг другу говорим о том, что мы любим. Ценим ли мы человека так, что не только его существование, но всё, что к нему относится, для нас драгоценнее нас самих, нашей жизни, нашего благополучия, нашей радости, нашего счастья — или мы просто говорим об этом? Подумаем об этом, потому что если мы ученики Христовы, то наша любовь должна начинаться с такой оценки каждого нашего ближнего и с такой готовности отдать свою жизнь: не обязательно умереть, — это бывает в редких случаях, а отдать свою жизнь изо дня в день, посвящая эту жизнь на то, чтобы этот человек мог вырасти всё выше и выше, стать достойнее любви Божией, достойнее человеческой любви, быть защищённым от всего того, что его делает мелким и недостойным. Так надо любить человека. Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 323, октябрь 1998 г.