Проповедь святого Иоанна Крестителя была о покаянии. «Покайтесь» — т.е. произнесите над собой суд, разделите в себе между светом и тьмой, отрекитесь от дел тьмы, изберите свет, изберите правду, изберите путь Господень, и этим откройте путь Самому Господу прийти к вам. Сделайте прямыми Его стези, расчистите, раскройте путь Господень… И этот путь ведет в глубины человеческого сердца, и этот путь прокладывается правдой: правдой жизни, внутренней правдой и честностью человека.
И когда Христос, в Свою очередь, вышел на проповедь, Его слова тоже были о покаянии. Обратитесь к Богу, отвернитесь от всего, что не достойно ни вас, ни Его, вырастите, как говорит апостол Павел, в полную меру роста Христова… Но Христос к этому прибавил нечто, чего еще не мог сказать святой Иоанн Креститель; призвав нас к покаянию, к тому, чтобы всей жизнью, всем сердцем, и умом, и крепостью, и хрупкостью своей обратиться к Богу, Он прибавил: «… ибо приблизилось Царство Небесное, близко оно!..» Это Царство начинается внутри нас, но это Царство достигло и мира, всей вселенной; внутри нас Царство Божие раскрывается, когда мы в Боге узнаём своего Господа, когда Он воцаряется в нашей жизни, когда Он всей нашей жизнью управляет, когда наши мысли, наши чувства, наши действия, всё, прежде чем совершится, представляются Ему на суд; и только те из них, которые могут устоять перед судом Божиим, могут быть нашими мыслями и нашими чувствами, и нашими делами.
И это значит, что пути христианские, пути каждого христианина, пути Церкви, пути каждой общины должны быть путями Божиими; а о путях Божиих мы знаем, что Он сказал Сам, через пророка Исаию: «Мои пути — не ваши пути, и Мои мысли — не ваши мысли; но как небо выше земли, так и Мои мысли выше мыслей ваших, и Мои пути выше путей ваших…» Мы должны вырасти перед взором Божиим, мы должны вырасти перед Божиим судом в такую меру чтобы наши мысли были Божиими, чтобы наши пути были Божиими. И тогда можем мы сказать, что воцарился в нас Господь, и что вошло в нас Царство Божие, что оно живет, и светится, и торжествует, и спасает нас и других, потому что оно живет в наших глубинах.
Но Царство Божие пришло и иным образом: воплощением Сына Божия. Апостол Павел говорит нам, что Христос — Агнец Божий, закланный для спасения мира еще до создания этого мира; и когда Христос приходил к Иоанну Крестителю, Иоанн, видя Его приближающегося, сказал: «Се, Агнец Божий, вземляй грех мира». Это, вот, идет Божий агнец, Который на Свои плечи берет грех мира, снимает его с мира, и умирает под тяжестью этого человеческого греха. Когда Христос вошел в историю мира воплощением, Царство Божие вошло в мир, потому что вошел в мир Сам Царь неба и земли; вошел в мир Тот, Который был, и есть, и грядет.
И поэтому мы, христиане, должны жить в сознании, что есть Царь в этом мире, есть Господь, есть Спаситель, и что мы — Его слуги, мы — Eго свидетели, мы те, кого Господь избрал и как апостолов послал в этот мир возвещать о Его приходе, возвещать, что Царство Божие уже вошло, уже в продвижении, уже может быть достоянием, жизнью, радостью и спасением всех.
Вдумаемся в это; потому что в этом такая дивная радость, такое вдохновение нам, и такое призвание: быть теми, внутри которых Царство Божие уже водворилось, быть теми, из кого сияет свет вечности, быть теми, кто знает, что Царь неба и земли вошел в историю мира и правит его судьбами, и кто свидетельствует об этом. Какая слава, какое диво быть этими людьми! Вырастем же в ту меру, о которой говорит апостол Павел: в меру полного роста Христова; и тогда спасение придет, и будет шириться, и будет побеждать вокруг нас, и земля из угнетающего, из пугающего града человеческого разногласия и раздора станет градом Божиим. Аминь!