Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье Всех Святых

29 июня 1986 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем день всех святых. Святые — это ответ всей земли на Божию любовь. Святые — это те люди, которые, встре­тив в своей жизни Бога лицом к лицу — в молитве ли, в трагичес­ких обстоятельствах, в любви, в страдании, в радости — и поняв, по слову Старца Силуана, как много любит нас Господь, отозвались на эту любовь.

Иногда ответ их был немедленным и всецелым; иногда же он созревал очень постепенно. Отзывались они, подчас, как стрела, летящая к своей цели, подчас же долго блуждали, в борении между светом и тьмой, между грехом и верностью. Но у всех у них было одно общее — встретив Бога, уловив сердцем, что такое Бог: всю Его святость, и любовь, и величие, они избрали Его своим Богом и Господом. И через все превратности жизни, через взлеты и падения, от победы к поражению, к новой победе и новому поражению, они неуклонно устремлялись к Нему.

Святитель Тихон Задонский в письме молодому священнику гово­рит, что мало кто достигает Царства Божия, идя от победы к по­беде; большинство из нас идет от поражения к поражению. И только те, кто после каждого поражения не поддастся унынию, не замкнется в сетование о своем падении, но встает и идет дальше, достигают Царства Божия.

И есть еще одна сторона, описанная в евангельском отрывке, который вселяет в нас такую надежду: это рассказ о брачном пире Царя. Званые на пир отказались прийти, потому что при всей их праведности и несмотря на дружбу, связывающую их с Царем, каждый был погружен в собственные заботы. Один купил клочок земли, и ду­мал, что он владеет землей; на самом деле, он стал ее рабом. Дру­гой купил пять пар волов и считал, что сначала надо выполнить земное задание, не пришло еще время праздновать — и отказался прийти. Третий сказал, что он нашел себе невесту — какой смысл ему пировать на чужой свадьбе?.. И все отговорились…

И тогда Господь послал Своих вестников на пути и дороги и проселки, чтобы собрать всех калек и нищих, хромых и оборванных; и когда они собрались на путь в Царство — можно себе представить, как они шли к Богу, как они ожидали заслуженного суда, зная, что они недостойны даже глаза свои возвести к Богу! Но их позвали, и они пошли; шли с раздирающимся сердцем, со стыдом, — но шли! И когда они пришли к воротам, их встретили ангелы Божии, и умыли им ноги, и одели их в брачные одежды, и привели их на пир.

Так случилось и со всеми святыми Божиими; и теми, кто сразу твердо встал на путь, и теми, кто воспрянул только в одиннадцатый час; все они смиренно поверили зову, отложили тревогу о своей очевидной греховности, зная, что они ничего не заслуживают, кроме осуждения за свои дела, но на всё надеясь от Господа, помня, что Он — Спаситель их, умерший за них с тем, чтобы они жили.

Отложим же уныние, и пойдем снова путем надежды, следуя примеру и научаясь от того святого, которому мы посвящены; каждый из нас получил при крещении имя святого, так же, как храм освяща­ется в честь святого; каждый из нас — освященное место вселения… Задумаемся же над тем, чему учит нас святой, имя которого мы но­сим, о том, как идти из мрака к рассвету и из полутьмы к свету: не преходящему свету, но свету вечному, преображающему, спасаю­щему.

Аминь.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: