Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и Жен-мироносиц. Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа; пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мести Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, тогда, когда никто не мог приметить их прихода. Но когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими учениками, не решающими своей судьбы, вдруг, по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, тогда как другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.
И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало; одна из них была спасена от вечной погибели, от демонской одержимости, Христом; другие следовали за Ним — мать Иакова и Иоанна — слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль, пока умирал Христос на Кресте, и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими. Позже, два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; один был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал апостолом и проповедником любви божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды от Него отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам «возвестить Моим ученикам и Петру» — потому что, другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего учителя и не мог уже себя почитать учеником: “И ему принесите весть о прощении…” И когда эта весть дошла до него — как он устремился к опустелому гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь, и что все еще возможно, что не поздно каяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще… Любовь оказалась крепче страха смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, где убежденье не спасли учеников от страха, любовь преодолела все…
Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь как смерть крепка: единственная она может сразиться со смертью и победить. И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, будем ставить себе вопрос не об убежденьях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна — у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем. А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…»– М.: «Гранат»,2014.