Сегодняшнее Евангелие, в котором так много утешения и надежды, ставит нас, однако, перед лицом того, как Господь требует, чтобы мы открывались воздействию Его благодати.
Христос подходит к городу Наину; во вратах города Его встречает похоронное шествие; и Христос, всегда такой отзывчивый на человеческое горе, отзывается и на это горе. Евангелие нам говорит «милосердова» — Его сердце исполнилось жалости, любви и Он подходит к гробу и к женщине, которая за ним следует. Эта женщина — вдова, идет она за гробом своего единственного сына. Она потеряла теперь все — и Христос не обращается к ней со словами утешения. Он останавливает ее плач; Его слова, которые являются словами милосердия, являются вместе с тем твердым, неумолимым требованием со стороны этого милосердия: «Не плачь!» — не потому что смерть твоего сына недостойна слез, но, как бы предваряя слова, сказанные позже апостолом Павлом к Солунянам, Он ей безмолвно говорит: «Не сетуй, как язычники, не имущие упования — не плачь!» И только когда эта женщина отозвалась верой, послушанием на требование Божественной любви, Христос творит чудо и возвращает ее сына в жизнь.
Часто так бывает и с нами. Нас постигает горе, нашу душу раздирает оно и перед нами стоит наша вера, стоит Господь невидимо, но так же реально, как и тогда, и мы к Нему бросаемся молитвой, кидаемся горем своим, обращаемся своей верой, колеблющейся своей надеждой, посильной своей любовью и говорим: «Господи, утешь!»…» Чего мы хотели бы — это чтобы Господь положил руку на наше сердце и в ответ только на наше горе внес в сердце наше покой и в жизнь нашу такую новизну, такую глубину, которая разверзла бы нам время и вечность, которая сделала бы из нашей часто многоскорбной земли, уже достигнутую, блаженную вечность. И Господь этого не творит; Он нас не вырывает из скорби земли, из той жизни, которая чередуется радостью и горем для того, чтобы наше сердце стало глубоко, чтобы сгорело все, что не есть любовь, — верная, неколеблющаяся любовь — чтобы не осталось в нашей душе и в нашей жизни кроме любви ничего. И нам тоже говорит Господь: «Не плачь!» — не в том смысле, что Он требует от нас горе свое забыть, а в том смысле, чтобы мы верой в Него, уверенностью в вещах невидимых могли перерасти себя, перерасти время, перерасти горе и вырасти в меру подлинного, истинного человека, который способен жить любовью к усопшим и любовью к земным, равной любовью, любовью ничем не различающейся, потому что и на земле она вечна и после смерти она остается неколебима.
С этим словом к нам постоянно обращается Господь: «Не плачь!» Он не говорит нам: «Удерживай свои слезы». Он не говорит нам: «Показывай мужество, которого в тебе нет». Он говорит: «Разве ты не видишь Меня, не видишь вечность, разве ты не видишь, что усопший не умер, а уснул? Разве ты не знаешь теперь, что любовь поистине как смерть крепка? Разве ты еще не понял, что эта любовь соединяет небо и землю, и что уже нет той непроходимей грани, которая была до того, как Божественная любовь обитала среди нас?..» Господь ставит перед нами неумолимое требование веры: «Брось себя жалеть, брось думать только о себе, брось сосредотачиваться на своем горе, жизнь жительствует, жизнь бездонна, жизнь победоносна, жизнь и теперь не прекратилась ни для нас на земле, которые идем к своей смерти — и могли бы идти к ней с такой светлой надеждой, с таким радостным трепетом ожидания — ни для тех, которые, наконец, дверью смерти вошли в великий покой Господень».
Поэтому вслушаемся в эти слова евангельские, вспомним, что случилось это, может быть, в присутствии Самой Девы Богородицы и перед Ней образно прошло то, что Ей надлежало в свое время пережить; и Она, одинокая женщина, когда-то шла за трагическим, смертным шествием Своего Божественного Сына, и Она слышала в глубине души Своей, в глубинах веры Своей, слово Христово: «Не плачь!» Церковная песнь это выражает так: «Не рыдай Меня, Мати, зрящи во гробе…» Мы эту песнь слышим на Страстной и умиляемся, и нам кажется так естественно, что эти слова услышала в недрах души Своей Дева Матерь. Но они обращены и к нам: «Не рыдай меня, зрящи во гробе, восстану бо, воскресну тогда, когда все будет исполнено, всякая правда земли, когда всякое горе земное дойдет до предела и изольется на нас Господне милосердие, когда придет конец всему, когда и нам будет дано встать лицом к лицу с славой Господней…» Аминь.
Опубликовано: Проповеди и беседы. — Париж: сурожская епархия, 1995.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. — Клин: Христианская жизнь, 2004