…хочу сказать: какая для меня радость с вами молиться в вашем храме. Много раз — недостаточно, однако, — мы вместе молились, и всегда это было для меня духовной радостью. Да благословит вас Господь за эти молитвы…
Еще хочу сказать, что каждый воскресный день — это малая Пасха. Каждый раз, когда мы под воскресенье или на воскресную обедню собираемся в храм, мы празднуем Пасху Христову. Самое слово «Воскресение» обозначает жизнь и торжество и победу Господню над злом, над грехом, над ненавистью, над смертью, и с такой радостью из недели в неделю мы живем этим священным, победным днем Воскресения Господня.
Но для нас не всегда ясно, — как это было для апостолов — что, этот день может значить в нашей жизни. Посмотрите, что нам в сегодняшнем Евангелии говорится: «Умер Господь на кресте; ученики рассеялись, в страхе, побежденные, в ужасе. И рано утром несколько женщин пришли помазать тело Иисуса Христа во гробе, совершить над Ним те погребальные действия, которые они не могли совершить из-за субботы, когда по еврейскому закону запрещалось что-либо делать. И вот, придя ко гробу, закрытому тяжелым камнем, который они не надеялись отвалить, они видят открытый гроб и пустой гроб. И они спешат к ученикам с вестью, которая исполняет их страхом и тоской: не только убили Господа, но украли Его тело. Даже Его погребсти нельзя с той любовью, лаской, с которой им хотелось это сделать. И два ученика спешат; два совершенно различных человека. Бежит Иоанн, юноша, которого по-человечески, особенно как-то любил Господь. Спешит, как спешит юноша, когда вдруг услышит, что случилось горе с тем, кого он так любил; и спешит другой ученик, Петр».
Вспомните, что было в ту ночь, когда предали Христа. Во время омовения ног апостол Петр, слыша от Спасителя, что Он будет предан, что Его оставят, сказал Ему: «Если и все Тебя оставят, я готов принять смерть с Тобой». И Христос печально ему ответил: «На смерть ли ты пойдешь со Мной? Раньше, чем петух два раза пропоет, ты три раза от Меня отречешься» — и не поверил Петр. Всё-таки понадеялся на свою крепость, на свою силу, и пошел со Христом в Гефсиманский сад.
Трех учеников взял с Собой Спаситель Христос, чтобы Его поддержали в этом ужасе предсмертного томления; и уснули ученики. И Петр уснул от тоски и холода и растерянности. Три раза приходил Христос, три раза просил Он человеческого участия и не нашел: спали ученики.
И когда Христос был предан, рассеялись все; двое последовали за Ним и вошли в дом к Каиафе, но как: не как ученики Спасителя, а потому что, Иоанн был знаком с домом, с Каиафой, и его пустили, а он попросил, чтобы пустили Петра.
И вот в эту ночь, когда Христа били, истязали, допрашивали, Петр стоял во дворе и грелся у огня. И когда ему задали вопрос о том, ученик он или нет, он ответил: «Нет, не знаю я этого человека». И в третий раз пропел петух, он взглянул в сторону окна, и его взор встретился с взглядом Христа.
А дальше — осуждение Спасителя, крестная смерть. Что же мог переживать Петр после того, как умер Господь, как не отчаяние? Ведь мы все знаем, что нас охватывает, когда умрет близкий нам человек, с которым мы или враждовали, или которого мы просто не «долюбили», оставили умереть одного, без помощи, без поддержки, одиноко. И вот Петр стоял перед тем же: умер Христос, поздно просить прощения, нет надежды, что Он скажет: «Прощаются тебе, отпущаются тебе грехи» — как столько раз говорил грешникам. И вдруг — весть о том, что нет тела Христова во гробе. Может быть — украли, а может быть — Он вправду говорил, что в третий день воскреснет? И тогда надежда есть на прощение, на встречу, на то, чтобы этот ужас предательства был смыт и снят. Вот почему так он спешит ко гробу, вот почему может у дверей гроба остановиться Иоанн в благоговейном трепете, но не может остановиться Петр, не удостоверившись, что жив Господь и, что значит, жива надежда для него и Христос — воскрес. Воскрес Он для Петра и простил, воскрес Он для Иоанна, воскрес для всех тех, которые в эту страшную ночь спали, бежали, прятались, впали в отчаяние, были побеждены, рассеяны, как овцы, у которых пропал пастырь.
Вот радость ранних учеников; когда воскрес Христос, к ним вернулась не только надежда, не только временная жизнь: ВЕЧНАЯ жизнь открылась им как победа, как радость, как торжество. Ненависть была побеждена любовью, смерть была смертью же побеждена. И вот с этой вестью ученики пошли во весь мир, не боясь ни истязания, ни мук, ни креста, ни темниц, ни одиночества — малое стадо среди волков; пошли, безоружные, ни с чем, кроме одной вести: о любви, кроме одного чувства в сердце: любви к Богу и любви к людям, которых они готовы были полюбить вплоть до собственной смерти.
Вот завет, который нам оставлен. Воскрес Христос, победила любовь, и нам говорит Господь, как ученикам Своим сказал в день Воскресения: «Как Меня посылает Отец, и Я посылаю вас». Дай нам Господь так пережить Воскресение Христово, чтобы в нас победоносно, ликующе торжествовала жизнь, и чтобы мы могли пройти через всю нашу жизнь со светом, с теплом, с любовью, чтобы ни один человек около нас не остался ни во тьме, ни без утешения, ни без радости. Тогда мы свет Воскресения Христова пронесем, и тогда вокруг нас люди с нами воспоют: «Воскресение Христово видевше» — как мы только что пели. Аминь.