Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Я хочу обратить ваше взимание на две черты в сегодняшнем евангельском чтении. Подошел человек ко Христу, как говорится в Евангелии, «искушая Его», т.е. подвергая Его мудрость испытанию, надеясь, может быть, Его уловить на слове, так, чтобы можно было потом уже не обращать внимания ни на что, что Он скажет.
И посмотрите, как Христос его принял; Он его не обличил в том, что намерение его было зло, а ответил ему со всей глубиной, со всей любовью, которые Он дал бы самому честному, самому искреннему человеку, ставящему Ему тот же самый вопрос; и это нам первый урок. Мы часто очень подозрительно относимся к тем, которые к нам подходят либо с вопросом, либо с нуждой: с чем, думаем мы, он к нам пришел? С добром или со злом? От всего сердца — или лукаво?.. И тут мы закрываемся, и что бы мы ни говорили, чтобы мы ни делали, наш поступок или наш ответ запятнаны этим сомнением, этим недоверием, этим отсутствием готовности ответить от всего сердца, всей любовью своей на вопрос или отозваться на событие, оставляя Богу суд, предоставляя Ему знать, с чем человек пришел; самим же — давая, давая от всей души, давая от всего сердца, невзирая ни на что…
А вторая черта, на которую хотелось бы обратить внимание, это следующее: первый вопрос, который Спаситель поставил этому человеку: «А ты закон знаешь? — Да. — Ты его выполняешь? — Да…» И только после того, как Христос услышал от вопрошающего, что, да, он выполнил всё то, что ему по закону надо выполнить, открыл ему Спаситель тайну благодатной жизни, а именно тайну о том, что делать недостаточно, что всё должно исходить от сердца, полного любви…
Мы часто думаем, что мы стали христианами, или таковыми родились, а что прошло время закона, правил, что мы можем оправдаться одними движениями сердца. Но как трудно нам жить по сердцу и оставаться чистыми и сердцем, и мыслью, и поступками… В законе есть сторона жесткая и трудная; закон требует; но есть и другая сторона, такая легкая: закон, правило, имеют всегда предел, всегда можно сказать: «Я всё выполнил» — как сказал и этот законник; и он сказал, может быть, правду. В любви же есть одна привлекательная черта: в ней есть ласка, нежность, радость; но есть и очень страшное свойство, на которое обращает наше внимание святой Иоанн Златоустый, память которого мы сегодня совершаем: закон имеет предел — любовь предела не знает; никогда нельзя сказать: «Я долюбил, я сделал всё, что подсказывало сердце, я до конца полюбил» — потому что полюбить до конца, это полюбить так, как Спаситель Христос возлюбил Своих учеников, по слову Иоанна, не Златоустого, а Богослова в Евангелии: «Он до конца их возлюбил, и жизнь отдал за них…»
Поэтому, раньше, чем мы будем пытаться жить только любовью, сделаем усилие, попробуем научиться жить законом, т.е. не попирать того, что закон от нас требует: закон справедливости, закон правдивости, — все эти человеческие, естественные требования взаимных отношений; и тогда только сможем мы вырасти в такую меру, что превзойдя закон, мы сумеем любить всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем существом на жизнь и на смерть. Аминь.