Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
О чем говорит сегодняшнее чтение апостольское, о чем говорит нам апостол Павел? Он говорит нам, что исполняя дела Закона, предписанные в Ветхом Завете, мы не можем достичь спасения, то есть того состояния, когда мы делаемся родными Самому Богу, разделяем ум Божий, общаемся с Ним любовью, входим в то состояние, при котором жизнь Божия бьет ключом в нас самих, и из нашего сердца потоком бьет и орошает собою всё.
Закон Ветхого Завета апостол Павел называет воспитателем; а мы знаем, что такое воспитатель: это тот, который в течение всего нашего детства и юности нас подготовляет к жизни; и его роль кончается в тот момент, когда мы созрели, стали взрослыми и вступаем в жизнь в полном, ответственном смысле этого слова. И вот жизнь не может до конца определяться законностью; делать то, что предписано — еще не значит стать взрослым, зрелым человеком. И не напрасно Ветхий Завет нам говорит о том, что всякий исполняющий заповеди древности может назвать себя праведником, — он ничем не прегрешает против того, что ему приказано; но жизнь через это он еще не может получить.
И Христос нам говорит о тех заповедях, которые Он Сам нам дал: «Когда вы все это исполните, признавайте, что вы все-таки неключимые (то есть несовершенные) рабы, потому что не в заповедях дело, а в том, чтобы через них приобщиться и уму, и сердцу, и воле Божией.»
И когда апостол Павел нам говорит, что мы должны жить верой в Господа Иисуса Христа, Который как бы упразднил Собой Закон ветхий, он подчеркивает, что это не призыв к беззаконию, это не делает Христа учителем беззакония, — это нас ставит на новую почву, так же как окончание нашего воспитания нас вводит в новую жизнь.
И какова же эта новая жизнь? Апостол Павел опять-таки ясно об этом говорит: новая жизнь заключается в том, чтобы жить всем тем, что представляет собой Господь наш Иисус Христос; но не только исполнять то, что Он нам предписал или посоветовал; дело не в том, чтобы «делать», а в том, чтобы стать; дело не в том, чтобы эти заповеди исполнить и быть в состоянии сказать: «Господи — чего Ты от меня еще хочешь? Разве я не исполнил то, что Ты сказал?..» Дело в том, чтобы так сродниться со Христом, чтобы те заповеди, которые Он нам дал, уже перестали быть заповедями, как бы приказами извне, а стали бы нашей подлинной, обожествленной природой, чтобы эти заповеди были для нас как бы образом, картиной того, что представляет собой настоящий человек, когда он иначе и поступить не может, когда он так сроднился со Христом, что всякая Его заповедь, всякий совет, всякое указание, всякий пример, и самая Его Личность стали для нас тем, чем мы только и мечтаем быть, и чего мы стараемся достичь трудом, подвигом, потому что Царство Божие берется силой: не насилием над другими, а насилием над собой, над своей падшей природой, над своей косностью, над своей ленью, над своими страхами, над своим без-божием.
И вот апостол Павел нам говорит о том, что он это познал и теперь для него вся жизнь — Христос; что же это опять-таки значит? Это значит, что он так Его принял, так Ему поверил до конца, так предал Ему свою жизнь, что у него в жизни не осталось ничего, кроме того, что сродни Спасителю Христу. Всё стало для него чуждым, что было причиной вхождения Сына Божия в область смерти и что привело Его к распятию: всё это стало для него чуждым, предметом ужаса и отвращения, и теперь он живёт новой жизнью; прошлая жизнь, заключавшаяся в том, что он исполнял те или другие правила, прошла; теперь пришло для него время свободы, когда Христос его освободил от подчинения Закону, и открыл ему новый Закон — закон вечной жизни: приобщения к Богу, общей с Ним жизни.
И это случилось не только с апостолом Павлом; это бывает. Это мы знаем из нашего опыта: когда мы кого-нибудь глубоко полюбим, когда мы кого-нибудь уважаем, мы стараемся стать достойными того, что является его мыслями, его идеалом, его чувством, его отношением к жизни, делается нашим; мы стремимся быть подобными ему. И в этом смысле мы можем понять, что значит отношение апостола Павла ко Христу.
И мы знаем также, что, бывает, человек доходит до грани смерти — болезнью или опасностью смертной; и вдруг что-то его спасает: он исцеляется от болезни, он спасается от предельной опасности, и он вдруг понимает, что в тот момент его прошлая жизнь пришла к концу, что, если только было бы всё «естественно», так, как положено по человечеству, он должен был бы умереть. Если он жив — то только чудом; а раз чудом, то его жизнь больше ему не принадлежит, она принадлежит тому, кто ему дал новую жизнь, она теперь стала Божией.
Мы говорим постоянно в наших службах: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», — вот что это значит. Я когда-то знал человека, который был присужден к жизни, к умиранию и к смерти в концентрационном лагере; и ему выпало освобождение. И я помню, как он мне говорил, что вся его прошлая жизнь вымерла в этом плену, в этом рабстве, и что выпущенный на свободу, он как бы вновь родился и теперь его жизнь не ему принадлежит, а Тому Живому Богу, Который ему дал свободу.
Подумаем об этом: каково наше положение по отношению ко Христу? Не относимся ли мы к Его заповедям так, будто это заповеди Ветхого Завета? Я исполнил то, что Он сказал, и тогда Он с меня как бы ничего больше спрашивать не может: и мы исполняем из страха наказания, адских мук или мелких наказаний, которые нам могут выпасть на долю в течение жизни; или поступаем, как наемники, которые ожидают себе как бы награду, плату за то, как они живут… Мы должны научиться так жить, чтобы быть сыновьями. А это значит — Божии сыновья, по образу Единородного Сына Божия.
И тогда действительно, путеводитель, воспитатель, которым для нас в начале является Закон, те правила, которые нам даются, нас теперь доведут до грани, когда мы вступаем в область царственной свободы чад Божиих, о которых говорит Священное Писание. И эта царственная свобода заключается в том, чтобы так сродниться с Богом, так уподобиться Христу, чтобы, как говорит святой Ириней Лионский, силой Святого Духа в Единородном Сыне Божием, Который живет в нас, и в Котором мы живем, стать единородным сыном Божиим, детьми Живого Бога. Аминь!
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.