Митрополит Антоний Сурожский

Что значат эти 50 лет для Русской Православной Церкви? Радиопередачи Би-би-си

1968 г.

Что значат эти 50 лет для Русской Православной Церкви? На этот вопрос отвечает в своей беседе Патриарший Экзарх в Западной Европе — митрополит Антоний:

М.А. Пол столетия прошло с тех пор, как Октябрьская Революция потрясла все основы русской жизни и коренным образом изменила положение Церкви и всех верующих вообще в Советском Союзе. В то время уже затянулся узел, который до сих пор не оказалось возможным ни развязать, ни разрубить, и который десятилетиями уже, ненужно, все более и более затягивается.

Против всякой внутренней логики социологическое, экономическое суждение Маркса о вреде религии было превращено в страстное отвержение Бога.

 

М.Р. Затем митрополит Антоний сказал, что марксизм, не будучи метафизическим учением, не может иметь суждения о существовании Бога, как это признают некоторые коммунистические мыслители на Западе. Митрополит Антоний также привел следующие слова Ленина:

«Если природа есть производная, то понятно само собой, что она может быть производным от чего-то такого, что больше, богаче, шире, могущественнее природы, от чего-то такого, что существует, ибо для того, чтобы произвести природу, надо существовать независимо от природы. Значит, существует нечто вне природы, и притом, производящее природу. По-русски это называется Богом».

Эти слова Ленина находятся в Собрании Сочинений, том 14, страница 216. Ленин, как вы только что слышали, приводит разумный аргумент верующих, считая его вполне логичным выводом из предпосылки, основанной на вере, с которой он сам лично не соглашается. Но совершенно очевидно допускает право на существование такого убеждения.

 

М.А. Верующие, несмотря на это, осуждены на исчезновение, подвергнуты и законом и вне, и против закона небывалым притеснениям и гонениям. Им приписывалась и политическая неблагонадежность, несмотря на явные, ясные, правдивые, основоположные заявления, как самого Патриарха Тихона, так и Патриарха Сергия. И с каждым годом все делается яснее, что спор идет только о Боге. Все виды притеснения верующих, как и искоренение веры, поэтому, являются в самом точном и сильном  смысле этого слова — гонением на веру. Верующие ни в чем не упрекаются, кроме того, что они верующие.

Это положение ставит перед нами вопрос об отношении Церкви и мира с особенной силой. Этот же вопрос встал уже и перед Патриархом Тихоном с первых дней его первосвятительства. Патриарх Тихон был возведен  на кафедру русских патриархов в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. День, который говорит нам о вступлении человека, о погружении его в самые глубины Божественного Присутствия и приближении его к глубинным тайнам Божественной Премудрости и любви. Именно на этой глубине опыта, как личного, так и церковного, и обрел Патриарх Тихон ту бесстрашную, непоколебимую твердость в истине, кротость, смирение, правдивость до конца и крестную любовь к тем, кто его почитал врагом: это его делает богомудрым вождем и образцом поведения для всех нас.

Теперь повеяло новым духом над Русью, и все же стоят лицом к лицу два непримирившихся мира: верующий и неверующий.

Не пора ли теперь вступить в новое время и завязать между ними диалог. Диалог честных людей, людей доброй воли и доброй совести. Этот диалог начался уже на Западе. Начался он и в некоторых коммунистических странах. В самой Церкви нам надлежит вернуться в те глубины, из которых Патриарх Тихон черпал свою светлость и свою святость, сохранить и возрастить его учение, расширить его и, проникнувшись духом Патриарха Тихона, поняв смысл истории и одновременно незыблемо стоя на вечности, совершать дело спасения — как Церкви, каждой отдельной души и нашей многострадальной Руси.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: