Праздники Божией Матери овеяны какой-то особенной таинственностью, они непостижимы для человека, который находится вне Церкви, вне опыта церковного, делающего их понятными. Они таинственны потому, что они сокровенны. В начале жизни Божией Матери и в конце её слава Её сияет, но кто видит эту славу? В день торжественного Благовещения Пречистой Деве предстоит Ангел и возвещает Ей рождение Божественного Сына. И никто бы не узнал об этом, если бы Пречистая Дева не положила в верующие сердца извещение этой тайны. Апостол Лука, который единственный говорит об этом в своем Евангелии, именно от Неё и знает эту тайну, а для внешних, неспособных ведать тайн Божиих верой, она остается и поныне сокровенной и непостижимой,
Так же и слава Успения воссияла перед лицом двенадцати апостолов, когда Пречистая Дева, отдавшая дух Свой в руки Божественного Сына, не была удержана гробом и смертью и преодолев их в течение всей Своей жизни подвигом несомненной и совершеннейшей веры, в теле воскресла и была вознесена Господом в Царство Вечности,
Но между этими двумя гранями славы лежит область еще более таинственная, и, может быть, непостижимая. Как мало говорит Евангелие о Божией Матери, и как радуются этому те, которые не понимают значения самого этого факта. Вся жизнь Божией Матери — это вера до конца, вера и безвестность. В течение всей Своей жизни Она отходит. Она отдает Своего Сына, Она приносит Его в жертву. В день Сретения Господня Она приносит Его в храм, и Господь принимает Его, как ту совершенную жертву, которая должна быть заклана для спасения мира. И в течение всех прочих лет Божия Матерь отпускает Божественного Сына Своего от Себя. Он идет в жизнь. Он окружен ненавистью, непониманием, недоумением, клеветой; наконец Он взят. Его судят. Его присудили к смерти и Божия Матерь безмолвствует. Мы не видим в Ней плачущую Богородицу, Которую изображает так, Божиим изволением, христианский Запад, мы видим в Ней безмолвную Матерь, Которая с первого же дня избрала безвестность и безмолвие, отдав Себя и Сына, и всю судьбу мира в руки Божественного Отца. И предстоит Она у Креста безмолвно, и отдает Она Сына Своего на крест и на смерть, дабы спаслись те, которые Его распинают. И всё это без единого слова. Подвиг Божией Матери действительно таинственен; его в какой-то мере может понять мать; его в какой-то мере постигает постепенным своим возрастанием в благодати всякий человек, который приобщается к таинственному, непостижимому внешним умом, опыту Церкви; Она есть сознание самой Церкви. Она живет всем тем, к чему стремится Церковь Христова.
Будем вглядываться внимательным взором — не пытливым, а трепетным, — в образ и жизнь Божией Матери, и каждый в меру своих сил станем учиться от Неё именно предельному смирению, совершенной вере и готовности уйти в безвестность дабы возвеличился Господь.
Опубликовано: ЖМП 1968 № 9. стр. 34-35.