митрополит Антоний Сурожский

О праздниках Божией Матери

27 августа 1960 г.

Праздники Божией Матери овеяны какой-то особенной та­инственностью, они непостижимы для человека, который нахо­дится вне Церкви, вне опыта церковного, делающего их понят­ными. Они таинственны потому, что они сокровенны. В начале жизни Божией Матери и в конце её слава Её сияет, но кто видит эту славу? В день торжественного Благовещения Пре­чистой Деве предстоит Ангел и возвещает Ей рождение Божест­венного Сына. И никто бы не узнал об этом, если бы Пречис­тая Дева не положила в верующие сердца извещение этой тай­ны. Апостол Лука, который единственный говорит об этом в своем Евангелии, именно от Неё и знает эту тайну, а для внешних, неспособных ведать тайн Божиих верой, она остает­ся и поныне сокровенной и непостижимой,

Так же и слава Успения воссияла перед лицом двенадца­ти апостолов, когда Пречистая Дева, отдавшая дух Свой в руки Божественного Сына, не была удержана гробом и смертью и преодолев их в течение всей Своей жизни подвигом несом­ненной и совершеннейшей веры, в теле воскресла и была воз­несена Господом в Царство Вечности,

Но между этими двумя гранями славы лежит область еще более таинственная, и, может быть, непостижимая. Как мало говорит Евангелие о Божией Матери, и как радуются этому те, которые не понимают значения самого этого факта. Вся жизнь Божией Матери — это вера до конца, вера и безвестность. В течение всей Своей жизни Она отходит. Она отдает Своего Сы­на, Она приносит Его в жертву. В день Сретения Господня Она приносит Его в храм, и Господь принимает Его, как ту совершенную жертву, которая должна быть заклана для спасе­ния мира. И в течение всех прочих лет Божия Матерь от­пускает Божественного Сына Своего от Себя. Он идет в жизнь. Он окружен ненавистью, непониманием, недоумением, клеветой; наконец Он взят. Его судят. Его присудили к смер­ти и Божия Матерь безмолвствует. Мы не видим в Ней плачу­щую Богородицу, Которую изображает так, Божиим изволением, христианский Запад, мы видим в Ней безмолвную Матерь, Кото­рая с первого же дня избрала безвестность и безмолвие, от­дав Себя и Сына, и всю судьбу мира в руки Божественного От­ца. И предстоит Она у Креста безмолвно, и отдает Она Сына Своего на крест и на смерть, дабы спаслись те, которые Его распинают. И всё это без единого слова. Подвиг Божией Матери действительно таинственен; его в какой-то мере может по­нять мать; его в какой-то мере постигает постепенным своим возрастанием в благодати всякий человек, который приобщает­ся к таинственному, непостижимому внешним умом, опыту Церк­ви; Она есть сознание самой Церкви. Она живет всем тем, к чему стремится Церковь Христова.

Будем вглядываться внимательным взором — не пытливым, а трепетным, — в образ и жизнь Божией Матери, и каждый в меру своих сил станем учиться от Неё именно предельному смирению, совершенной вере и готовности уйти в безвестность дабы возвеличился Господь.

Опубликовано: ЖМП 1968 № 9. стр. 34-35.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: