Митрополит Антоний Сурожский

Как помочь страдающему онлайн

Есть и другие факторы: может вмешаться Божья премудрость. Божья воля и премудрость могут проявиться в том, что человек останется инвалидом, или умрет, или излечится. Не нам говорить от Божьего имени, как если бы Божья воля была всегда одинакова и нам известна. В целом воля Божья — гармония и здоровье. Но как конкретно проявляется наша гармония и наше здоровье в вечности — все это определяется огромным количеством обстоятельств, глубоко отличных от того, чего мы ожидали. Я бы хотел дать вам пример, который, вероятно, вызовет (как обычно) неоднозначную реакцию, значительное неодобрение и некоторое смятение. Это история женщины (я приводил его в беседе с Маггериджем)?[4], которую я знал очень хорошо и чья ситуация в высшей степени показательна на фоне тех двух соображений, которые я привел. Моя знакомая была совершенно обычной девушкой своего поколения, которая любила танцы, любила веселье. Она была неприметной частью толпы, вовсе ничем не выделялась. Она вышла замуж за человека, который был старше ее; впоследствии он стал священником. У них было двое детей, семья была счастлива. Однажды, заглянув к ним, я увидел, что выглядит она больной, и спросил: «Что с вами?». Она сказала: «Я была у врача, у меня какой-то нарыв на груди». Я в то время работал над докторской диссертацией по острому раку молочной железы и, не знаю почему, сказал: «Покажите!». Я вдруг почувствовал: что-то не так, лицо настолько больное, что причина не может быть в простом нарыве. Осмотрев ее, я сказал: «Вы сейчас же едете в больницу». Нарыв появился, может быть, неделю или десять дней назад, но, когда мы приехали в больницу, спустя двое суток, выяснилось, что у нее неоперабельный рак молочной железы. Бесчисленные попытки что-то сделать результата не дали: женщина угасала. Но с самого начала она сказала, что не станет принимать ничего обезболивающего до тех пор, пока уже не сможет терпеть. Она сказала: «Если Бог даровал мне эту болезнь, смысл чего я понять не могу (потому что у меня двое маленьких детей, я нужна мужу в его дальнейшей жизни, я молода), если Бог послал мне болезнь, я должна смотреть ей в лицо до тех пор, пока не пойму Божью волю, пока не войду в Божий замысел и промысл, а затем поступлю сообразно». Состояние ее все ухудшалось: ткани груди и ребра разлагались, было видно, как под ними наполняется и сдувается легкое. Она лежала в постели, отказывалась от обезболивающих, боролась и говорила: «Я это делаю не из принципа. Я сдамся, когда больше не смогу бороться, но не раньше». И однажды ночью, за несколько дней до смерти, она позвала мужа и сказала: «Я молилась и увидела Христа. Не могу объяснить, что случилось. Но теперь можешь дать мне все что угодно, чтобы смягчить боль». Что-то произошло. Что — я не в состоянии вам сказать. Эта ситуация — героическая, но и показательная. Если бы мы почаще говорили: «По воле Божьей я попал в такую-то ситуацию, или Бог позволил мне в ней оказаться, и цель моей жизни теперь не в том, чтобы из нее выпутаться, а в том, чтобы сначала ее осмыслить, а затем предоставить Богу решать, хочет ли Он, чтобы я в ней оставался или нет», мы могли бы вынести намного больше. Быть может, это черта скорее русская, чем западная. Мне недавно сказали, что самая раздражающая в нас, русских, черта — это привычка удобно уживаться с болезнью вместо того, чтобы отчаянно бороться с ней. Что ж, в данном контексте так относиться к жизни правильно, хоть и по-русски. Я не знаю, почему мы все время должны стремиться быть здоровыми, чтобы исполнить запланированное, в то время как очень часто Господь стремится не допустить этих наших поступков.
Это подводит меня еще к одному вопросу, уже не только о страдании. Это побочная тема, и, возможно, она покажется не относящейся к делу. Это вопрос о тех, кто заболевает. Что мы можем для них сделать? Что мы должны сделать в первую очередь? Есть такая не самая выдающаяся французская пьеса о некоем докторе Ноке?[5]. Этот доктор Нок — посредственный врач, но он полон решимости сделать карьеру и разбогатеть. Он переезжает в сельскую местность в одну деревню с очень здоровыми жителями. Все друзья говорят ему, что это нелепо: «Ты едешь туда, где у всех прекрасное здоровье. Ты будешь голодать!» А он хитро улыбается и говорит: «О нет!» И затем придумывает несколько рекламных лозунгов, которые распространяются по деревне и постепенно меняют ее жизнь. Один из них: «Берегись! Быть здоровым — опасно. Это всегда кончается плохо». Точнее не скажешь! Хорошее здоровье всегда оканчивается болезнью или смертью. Другой призыв гласил: «Помни, здоровый человек — это больной, который не знает о своей болезни». Что ж, часто нам приходится вспоминать (и это касается нас самих, не только других), что какими бы здоровыми мы ни были, как бы ни были защищены, мы все равно движемся к смерти. Здесь нет ничего трагичного, и я говорю об этом не для того, чтобы запугать. Это просто факт, и тысячи лет истории — тому свидетельство. Болезнь — это момент, когда человек может осознать не столько то, что смертен, сколько то, что пора перестать суетиться, пора утихнуть и постараться вникнуть в Божий замысел и увидеть вещи прозрачными. Вам может показаться, что слово «прозрачность» неуместно в данном контексте. Но оно уместно.


[4] The Problem of pain: A discussion with Archbishop Anthony Bloom of the Russian Orthodox Church. (BBC1, Meeting Point, 11 August 1963)]. // Muggeridge, Malcolm. Muggeridge through the microphone. BBC Radio and Television / E. Ch. Ralling. — London: BBC, 1967. — P. 138–143.
[5] Jules Romains. Knock ou le triomphe de la M?decine.