Некоторые стороны нашей приходской жизни известны лишь тем, кому дано в них участвовать; многим — пожилым, больным, тем, кто живет слишком далеко, они недоступны; но знать о них должен каждый, ибо всё в жизни Церкви должно быть «общим делом» — радостью или тревогой каждого. Если все будут знать обо всем, носить в сердце заботу о каждом предприятии церковном, молиться о том, чтобы Господь благословил тех, кто в меру сил и разумения старается делать доброе для общей пользы. Если всякую неудачу мы все будем воспринимать как общее горе и без единого упрека неудачнику нести молитвенно к Божиему престолу, тогда разрушительные, разъединяющие силы ада сокрушатся об незыблемость простой, незатейливой, бодрой веры нашей, и мы вырастем в спаянную, дружную, радостную семью, способную не только самой жить радостью божественной, но и другим нести благовестие о том, что Христом радость всему миру воссияла, что могут быть преодолены живой и действенной верой в Бога и рознь, и подозрительность, и горечь, и холод мира, — ибо для всякого принимающего всем сердцем и всей волей благовестие Христово уже светло сияет Свет и Слава Божиего Царства.
В этой статье речь будет идти о Детской работе, о Богослужении, о Посещении тюрем; в следующих номерах Вестника — о Лекциях для взрослых, о воскресных собраниях, о Сестричестве, о Театральной группе и т.д.
+++
Вот уже три года как еженедельно происходят в Церковном Доме по субботам, от 2.30 до 5 занятия для детей.
Начав с малой группы детей, мы теперь занимаемся с 15-ю мальчиками и девочками разного возраста. Начинается урок с молитвы, довольно продолжительной, чтобы дети каждый раз слышали «основные молитвы» Церкви и впитали их в себя молитвенно, а не заучивая как урок, с чувством раздражения. Затем следует урок Закона Божиего. Все садятся вокруг общего стола и мы вместе разбираем очередную тему, собственно урока я не даю, это 6ыло бы очень трудно при большой разнице в возрасте и при очень неодинаковом знании русского языка; к тому же опыт показал мне, что можно достичь гораздо большего путем «обмена» мнениями, каков бы ни был возраст детей. За эти три года мы неприметно прошли все воскресные Евангелия, часть соответствующих посланий, Двунадесятые праздники, события жизни Христа и некоторых святых (апостолов и других, в связи с праздниками предстоящими) и ряд «тем», заставивших нас совместно продумать многое и сверить свое (детское или взрослое) мировоззрение с откровенной Истиной Нового и Ветхого Заветов. Взрослые, которые помогают мне в школьной работе, не раз имели случай удивляться глубине тех вопросов, которые самостоятельно ставили, или тех ответов, которые давали дети.
До сих пор занятия мною велись по-русски; с будущего года, если соберется хоть самая небольшая группа не говорящих вовсе по-русски детей, я начну заниматься с ними по-английски.
Другие уроки — русского языка, истории, — ведутся по группам: самые юные или самые «новые», учатся читать и писать; другие усваивают основные правила грамматики, учат наизусть стихотворения и проходят элементарный курс литературы и истории по простому, живому учебнику, который составила К.Юрьева, на основании своего преподавательского опыта в одной парижской воскресно-четверговой школе. Принимая во внимание редкость уроков и пестроту группы можно удивляться успехам детей: честь и слава… и им, и их учительнице, нарочно для уроков приезжающей из Кембриджа. Занятия оканчиваются уроком пения; сначала пели дети в унисон, а теперь перешли на многоголосье; разучивают они старые русские народные песни; насколько эта часть проходит успешно, могли сами посудить те, которые, пришли на Елку в этом году.
Кроме экзаменов, которые показали нам и самим детям, что не напрасно приходят они на уроки, лучшим доказательством успешности нашей работы является елка: в этом году школа обеспечила всю программу; в течение целого часа одно за другим шли различные выступления, декламация, сценки, пение… Участвовали все дети без исключения, каждый в меру своего знания русского языка, театральных способностей и смелости. Зрителями тоже были дети, числом около 50-ти, и, судя по их оживленности и крикам в конце, а порой и во время действия, они не скучали! После представления было угощение и раздача подарков Дедом Морозом: каждый ребенок получил по свертку конфет, по апельсину и несколько игрушек; все это было собрано перед Рождеством прихожанами и приготовлено Сестричеством. Сам собой встает вопрос: куда же делись эти дети? Большинство из них — молоды для школы, но не все. Где же они? Вам, родители, ставлю я этот вопрос, вам от которых я так часто слышу жалобы на то, что дети теряют связь со всем русским и со всем православным: Где сокрыли ВЫ своих детей? Почему не даете им «единого на потребу»?
Сердцем нашей приходской жизни является наш Храм и средоточием её – Богослужение. И так отрадно видеть, что не только не оскудевает поток молящихся, но что всё в большем количестве собираются они: приход растет и становится всё более сплоченной дружной семьей. Общая молитва, сознание того что мы все — дети одной Церкви, всё более широкое и частое прибегание к святым Таинствам совершает в нас то, чего не могла бы совершить самая искренняя человеческая доброжелательность: постепенно, медленно, но неуклонно преодолевается в нас и в наших взаимных отношениях то, что недостойно Христа; этому таким живым примером и доказательством является наше Годовое собрание: оно было вместе и откровением, и торжеством единодушной воли к единству и истинной Христовой любви. Оно прошло глубоко и молитвенно. О нем можно сказать то, что в древности говорили о Соборах: «Благодать Святого Духа нас собра» — это возможно только при живой вере в Бога и при живом доверии друг ко другу, при вере в человека; и мы все собравшиеся, ощутили, кажется, с небывалой дотоле силой что есть: Господь заступник мой — кого убоюся. Господь защититель жизни моей — кого устрашуся? С нами кроткий, непобедимый Бог любви, если мы только пребудем в Его любви, если сохраним эту единственную Его заповедь, если сумеем защитить её от колебаний своей веры, если поверим Богу достаточно, чтобы ни на чем ином не строить ни личной своей жизни, ни общей жизни нашей; пусть иногда и страшно бывает так «безумно» довериться Богу — преодолеем и страх, останемся глухими к советам житейской мудрости: мы ведь для того только и собрались, чтобы хоть среди нас водворилось Царство Небесное! «Возлюбим же друг друга» так, чтобы можно было нам исповедывать не пустыми словами, а самой жизнью, «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную», Бога любви нерасторжимой! «Чада мои, любите друг друга», — умоляет, и нас святый апостол Иоанн. Пусть в потоке всемилостивой любви потонет всё темное, трудное, пусть воды его живые разольются широко-раздольно, пусть в их невозмущенной глади отражается глубокое небо, мирное, бездонное…
……..Были совершены две службы в одной из лондонских тюрем. Как бы я хотел передать вам, детям моим духовным, братиям и сестрам моим во Христе, всё, чем полно мое сердце, когда я о них вспоминаю… В тюрьме оказалось шесть человек православных; я их нашел случайно: до моего посещения некоторые из них пробыли до трех лет там и не видели «родной души». Меня о их существовании предупредил англиканский священник этой тюрьмы, и он же устроил мне первую встречу с ними: как рады они были слышать русскую речь! Я им предложил помолиться и благословил их. Перед расставанием один из них, сказал: А вы не оставите нас? Зайдете еще?… и замечтал вслух: Вот бы службы устроить… Я ухватился за мысль, получил согласие Начальства тюремного, и вот настал день Православной службы и в этом уделе скорби. «Их» пришло шестеро. Трое исповедались (один из них — впервые за всю свою жизнь) и служба началась. Общим языком служил английский, и на нем я совершал большую часть литургии; но чтобы каждый мог и родную речь услышать, и вспомнить светлые молодые годы, когда душа верила всему доброму и мечтала о нем, некоторые части Обедни я служил по-славянски, а другие по-гречески. В часовне было тихо, стояли узники сурово, сосредоточенно. Пел Литургию англиканский священник, тоже на трех языках. В конце службы я сказал им слово о любви Христовой; о том, что они — дети Его, что Он в них верит и ждет от них ответной веры и живой ответной любви. Так хотелось дать им понять и еще больше почувствовать, что в храме нет «свободного», не провинившегося перед обществом Священника и «узников» — отверженных; что «со Христом и в тюрьме мы свободны, без Него и на воле тюрьма». И они, кажется, поняли, что и тут, в заточении, они как древние рабы призваны стать «узниками Христа” и вестниками Его, стать малой Церковью в их скорбном и уродливом мире… Слушали в суровом молчании. Говорил я с закрытыми глазами, а когда открыл их, увидел, что тюремный страж; приведший их, весь в слезах: верно, впервые молился он с заключенными. С тех пор прошли месяцы, и была еще совершена одна Литургия. И этих Своих детей взыскал Господь милостью Своею. И это дело не только мое, но и ваше: забота о них лежит на всех нас.
Наступают праздники: помогите составить для них Пасхальные посылки, чтобы они знали, что где-то в «мире, где люди свободны», у них есть братья; молитесь о них и за них, чтобы их тюремное заключение стало для них временем перерождения, внутреннего перелома, началом новой жизни. Но задумайтесь ВЫ и об их будущем: без денег, голые, безработные, неуверенные в том, как их примут «свободные». Кто-то их должен встретить, принять, иначе они пойдут «туда» где их, наверное, примут, к бывшим товарищам… и вновь заворуют и начнут «промышлять.» Ко всем вам обращаюсь, у кого сердце еще живо — что ВЫ собираетесь сделать для этих людей? Подумайте! Спешите с решением: жизнь каждого из них зависит от того, что они встретят в первые дни своего освобождения, Они — дети нашей Церкви, они — чада нашей Родины, «кость, от костей наших», — неужели им погибнуть от одиночества. «Я был в темнице», — скажет Господь… а ВЫ – что ответите?