митрополит Антоний Сурожский

Неделя о Страшном Суде

22 февраля 1987 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Почему наше последнее предстояние перед Богом мы назы­ваем «страшным судом»? Разве мало на земле ужаса и без этого: че­ловеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умст­венное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?.. Можно, потому что не тем последний суд так страшен, что жжет нас, как огонь. Самое страшное — не наказание, не страдание или насилие, но то мгновение, когда мы вдруг увидим, что весь смысл жизни заключался в любви и мы прошли мимо нее; страшно мгновение, когда мы окажемся лицом к лицу пе­ред Богом, Который так возлюбил мир, что отдал за его спасение Своего Единородного Сына, и была нам предложена вся любовь Божия, — и мы ее отвергли.

Если бы мы отказались от нее по каким-то убеждениям, созна­тельно отвергая такую любовь — это было бы достаточно ужас­но; но какой ужас, что мы окажемся перед Божественной любовью и поймем, что мы просто прошли мимо нее, не заметили ее, потому что увлеклись пустяками, которые заполнили наш ум лю­бопытством, сердца наши — похотью, и увели нас вдаль от Бога и Его любви.

И вот, мы будем стоять перед Богом, лицезреть всю Божествен­ную любовь, явленную нам в Господе Иисусе Христе, Который носит на теле Своем раны страстей и креста, Который сошел во ад, умерев по любви к нам, и придется нам сказать: Да, я видел всё это — и пожал плечами, и занялся другими заботами…

Но вы, может быть, скажете: Как я могу любить Бога и Его любовь, как я могу любить Того, Которого не вижу, Которого порой и не ощущаю?.. Сегодняшняя притча так ясно отвечает нам на это: люби тех, которых Бог Своей любовью вызвал к бытию; люби тех, за которых Он отдал Свою жизнь и Свою смерть, люби Его твари, ко­торые всё для Него значат, и тогда Он скажет нам: В них ты любил Меня, и то, что ты сделал для Моих любимых, ты сделаешь для Меня…

Значит ли это, что наша любовь к Божиим творениям должна быть такой же великой, как Его любовь? И снова притча отвечает нам так просто и так ясно: Был ли ты человечен, было ли у тебя сострадание к голодному и жаждущему, к бездомному или всеми не любимому, к тому, кто гибнет в душевной или телесной муке, или кто в тюрьме, — преступник перед Богом и людьми, в трепете от человеческого суда и, возможно, не сознаёт, что он прошел мимо единственного, что достойно жизни?.. Вот вопрос, который нам ста­вится: проявил ли ты человечность? И если мы были человечными, подлинными людьми в отношениях друг со другом, подлинно человеч­ными в сердце, и в уме, и в делах наших, — тогда широко распахну­та дверь, чтобы нам стать гражданами небес, гражданами Божия Цар­ства, Царства любви Божественной, изливающейся в наших сердцах, преображающей нас и превращающей нас и весь мир в то диво, ко­торым всё призвано быть — тканью Воплощения.

Вот какие вопросы встанут перед нами, и такие простые от­веты на них Христа. Поэтому, будем учиться: научимся прежде все­го любить близких и родных, но такой любовью, которая достойна их, достойна нас самих и достойна Бога; и когда мы научимся лю­бить тех, которых легко любить, потому что они уже нам дороги, откроем свое сердце и дадим в нем место еще одному человеку, и еще одному, и еще одному… И тогда наши сердца станут такими широкими, что смогут вместить и тех, кого мы любим, и тех, кото­рых мы пока еще не научились любить; тех, кто нас любит, и тех, кто к нам безразличен или кто не переносит нас; смогут вместить, обняв, охватив всех одной любовью, которая есть Божия любовь, которая будет подлинной Божией любовью к ним, преизбыточествующей в на­ших сердцах, а через нас — вокруг во всем мире.

Вот о чем взывает сегодняшняя притча, к чему зовет нас страшный суд: суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы есть, и поймем, какими мы могли быть. Услышим поэтому апостола, говорящего нам: Дорожите време­нем, спешите жить, ибо время обманчиво, время проходит и уходит незаметно… Поспешим же жить, жить любовью, жить достойно себя самих, достойно имени христианина, — Христова племени, которым мы являемся, и тоже достойно любви Божией к нам и к Его миру.

Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет