Митрополит Антоний Сурожский

О причащении

19 марта 1967 г.
Тема: Таинства, Великий Пост   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В эти недели Великого Поста многие из нас будут при­чащаться Святых Таинств; причащаться Святых Таинств надо вдумчиво и зная, что мы делаем, чего мы просим, и на что идём.

Причащаться Святых Таин — это значит призывать Господа ТАК с нами соединиться, что не только душевно, но в самой плоти нашей Его жизнь делается нашей жизнью и наша жизнь делается Его жизнью. Поэтому каждый раз, как причас­тившись Святых Таинств, мы делаем дела тьмы, мы как бы вле­чем Господа насильственно, мучительно по тому самому пути, по которому Его вели в страстные дни на распятие, на стра­дание, на поругание — это мы должны помнить. С другой стороны, мы желаем от Господа жизни, новой, преизбыточествующей жизни, и эта жизнь нам даётся, — потому что когда приходит к нам Господь и соединяет нас с Собою, вечная жизнь нас покоряет и в нас входит. Но данную нам жизнь мы не принимаем. Мы хотим радоваться ею, но не хотим нести её бремя — в этой вечной жизни на земле есть бремя, и есть трагическая сторо­на, а не только ликующая радость. С одной стороны мы начи­наем жить жизнью будущего века, но только тогда эта жизнь в нас удерживается, когда мы отходим от дел зла, от жизни тьмы, тления и смерти, когда отходим сознательно, усилием воли, беспощадностью к себе, к своей слабости; и, кроме то­го, когда мы эту жизнь вечную питаем в себе еван­гельскою жизнью, — т.е. поступками, которые не являются поруганием самой этой жизни, — и молитвой.

Есть еще одна сторона: мы молим Господа соединить Себя с нами и взять на Себя всю тяжесть нашей жизни и с нами вместе её понести; но одновременно мы должны быть готовы взять на себя судьбу воплощенного Сына Божия на земле, принадле­жать к небу, к Богу, к правде, со всеми последствиями, которые могут истечь из этого: во-первых, внутренней борьбой с неправдой и смертью, которые в нас есть; затем, готовностью стоять за правду Божию, за тайну Царствия Божия, любви Бо­жественной на земле в отношениях с людьми, даже там, где это значит приношение какой-то жертвы, принесение себя в жертву; и, наконец, — долг готовности во имя Господа и Его правды быть отверженным, отлученным, стать чуждым для всех тех, которые — сознанием или нет — встают против этой правды.

Поэтому причащаясь Святых Таинств, будем готовиться вни­мательно и сосредоточенно, и будем готовиться, чтобы придти сознательно на исповедь, отречься от неправды в себе, отвер­нуться от всего того, что могло нас пленять, но готовиться и к тому, чтобы после исповеди и соединения со Христом начать жить новой жизнью, чего бы нам это ни стоило.

Если мы будем так поступать, тогда дар Святого Причаще­ния, соединение со Христом, вселение в нас благодати Всесвятого Духа, те новые, несказанные отношения, которые создаются между нами и Отцом, и в Боге — со всеми людьми, принесут плод. Иначе мы будем тосковать о том, что, прибегая к Богу, мы остаемся без помощи и без сил — и не потому, что Бог не даёт помощи, и не потому, что нет у нас сил, но потому, что то, что даёт Бог, мы так легко растрачиваем в пустыне жизни.

Поэтому с радостью приступим теперь к новой жизни, и причастившиеся, и те, которым еще предстоит это неописуемое торжество и радость, и будем жить так, чтобы через нас небо присутствовало на земле, Царство Божественное внутри нас по­коряло всё вокруг нас, от самого мелкого до самого великого.

Аминь.

 

 

Опубликовано: Приходский листок. Апрель 1973 г. № 38.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: