митрополит Антоний Сурожский

Память св. равноапостольной княгини Ольги

24 июля 1988 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1986-1990   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы живём в такое время, когда христиане представляют собой все убывающее меньшинство, а в этом меньшинстве мы, православ­ные, составляем малую общину, как в среде христиан, так и среди секуляризованного мира. И как мы робеем, как мы робеем заявить себя тем, чем мы являемся, как мало в нас решимости стоять в своем качестве перед лицом мира, чуждого нам и чуждого Христу, нашему Богу, нашему Спасителю, нашему Господу и брату по чело­вечеству! Как мы робеем заявить о своей вере, как мы робеем жить согласно ясным диктатам Евангелия и явить не только на словах, но всей нашей жизнью, что мы и в мире и не от мира, что мы пред­вестники Царства Божия, народ, посланный в мир, чтобы покорить его Богу — но не силой, а отдавая свою жизнь за мир.

И вот жизнь святой Ольги, чью память мы чтим сегодня, долж­на бы быть для нас и судом и вдохновением. Ольга была христиан­кой за два поколения до крещения Руси; она была христи­анкой в одиночку, среди царедворцев ее мужа, который презирал христианство как религию слабых, потешался над ним, и вместе со своими соратниками высмеивал и княгиню Ольгу и ее веру. И она стояла в одиночку, и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одно­го Единого Бога, Господа господствующих и Царя царствующих, но также и Спасителя мира.

Какой это для нас урок! Мы живем в мире, который подчас осмеивает нас, который живет, как если бы евангельские ценности утратили всякий смысл; но реальная опасность нам не угрожает. А сейчас существуют страны, где быть христианином опасно: еще не так давно заявить себя христианином в России могло быть опас­ным и могло сулить беду и для себя самого, и для семьи, и для друзей; и, однако, люди стояли неколеблемо, и веровали. И, по примеру святой Ольги, выстояли женщины, женщины спасли Церковь в России своим героическим мужеством и своей готовностью принять страдания и отдать жизнь за нее, за Него.

Мы должны очень всерьез задуматься над своей боязливостью, над своей трусостью и поставить перед собой вопрос: отчего это так? Потому ли, что мы вообще так боязливы, потому ли, что страх так глубоко въелся в нашу плоть и в нашу кровь? Или же, мы всё еще ничего не поняли? Или мы забыли, Кто для нас Господь Иисус Христос, и Ему место только где-то на задворках нашей жизни, но не в сердцевине ее, и Он не царит как Господь и Бог в наших сердцах и умах, и в нашей жизни? Мы должны спросить себя, что Он для нас значит, если мы так испуганы от усмешки, от язвительного за­мечания, от пренебрежения — ведь ничего более опасного с нами не произойдет в тех условиях, в которых мы живем.

Разве мы так относимся к людям, которых мы действительно любим, когда над ними насмехаются, когда их опорочивают, бранят? Разве мы тогда молчим, разве мы поддакиваем толпе — и оставляем стоять в одиночестве тех, кого мы любим? Разве мы допустим, что­бы имя нашей матери, невесты, мужа или жены, или самого дорого­го друга произносилось с насмешкой и сопровождалось непристойной и унижающей шуткой? Нет, мы не снесли бы этого, по крайней мере, я надеюсь, что никто из нас не стал бы терпеть этого! И, в то же время, мы так легко и спокойно сносим это, когда речь идет о Христе, о Боге, и о Его правде, о том, чтобы жить по-Божиему! Означает ли это, что столько людей и столько вещей для нас бес­конечно более значительны, чем Тот Бог, Который так нас возлюбил, что позвал к бытию с тем, чтобы отдать нам Себя в руки; а когда мы отвернулись от Него, каждый из нас и все мы сообща, вместе, — пришел в мир, чтобы разделить нашу судьбу, жить и умереть за нас и вместе с нами…

Задумаемся над этим, потому что вот, стоит и высится перед нами во весь рост образ святой Ольги, одинокой в море языч­ников — не в таком обществе, которое, как наше, уже несет в себе евангельскую закваску и где у нас столько общего с нынешни­ми язычниками. Она стояла в одиночку и не поколебалась; и по­тому что она так выстояла, она смогла передать своему внуку Вла­димиру такое видении мира, которое никогда не поблекло и не дало ему покоя, пока он не нашел ответа. Она раскрыла перед ним новое измерение человечества и пробудила в нем голод по вещам более великим, более правдивым и более святым, чем ложные боги, которых почитал его отец со своим окружением. И потому что она была способна выстоять среди насмешек царедворцев ее мужа, внук ее открылся Богу во Христе, и своим обращением распахнул сердца миллионов людей и просторы земли Российской господству и воцарению в ней Христа Спасителя.

Научимся же от этой женщины, хрупкой и более сильной, чем все мужчины — как Матерь Божия, бывшая сильнее всякой боязни и всякого колебания; научимся стоять в одиночку и провозглашать нашу веру не на словах; слова больше никого не убеждают, люди наслышались слишком много обманчивых, красивых слов — но живя по-Божиему, как собственный народ Христов. Аминь!

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет