Кроу Джиллиан

Репортаж с конференции памяти митрополита Антония Сурожского «В сердцевине бури»

Мы были благодарны за возможность еще раз вернуться в зал Собора св. Саввы, чтобы и в этом году провести конференцию, в которой приняли участие около 100 человек. Четыре доклада, три коротких фильма и обсуждение на Круглом столе, а затем панихида по владыке Антонию — день был полон событий. В этом небольшом отчете представлены основные моменты; со временем будут опубликованы доклады участников конференции.
Конференция началась с общих молитв и теплого приветствия отца Петра Скорера, председателя английского фонда наследия митрополита Антония Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation. Первым выступающим был отец Иоанн Муди (Ivan Moody) — композитор, специалист по музыке и священник в церкви Вселенского Патриархата в г. Эшторил (Португалия) — его доклад назывался «К востоку от рая: исихазм и насилие». В нем о. Иоанн говорит о Каине как о первом исихасте — ведь, чтобы обрести милость Божью, Каину должен был найти покой и внутреннее молчание. Как и остальные докладчики о. Иоанн обращается к размышлениям владыки Антония об эпизоде из Евангелия, когда Петр пошел ко Христу по воде, но начал тонуть, как только впустил бурю в свое сознание.
Однако владыка Антоний всегда напоминал нам, что поиск внутреннего покоя требует борьбы, самой настоящей духовной брани. Мы можем принять Божью помощь или отказаться от нее; наше «нет» имеет такую же силу, как «да» Бога. Мы призваны быть святыми, и это значит, что нельзя никого отлучать от Божьей любви. Тем не менее Господь может спасти грешников, какие мы есть, а не святых, какими мы не являемся. Единственное, что можно сделать, — это впустить Христа в нашу жизнь.
После доклада, когда можно было задать вопросы, отец Петр Скорер напомнил нам, что насилие по отношению ко Христу и к Церкви всегда было и есть сейчас, однако выиграть эту битву можно лишь путем обретения внутреннего покоя.
Эту тему продолжил отец Димитрий Бартеллос (Demetrios Bathrellos) из Афин в докладе «Как овцы среди волков: христианство и проблема насилия». Он говорил о том, каково быть отверженным, чувствовать, что тебе нет места в этом мире, приводя примеры — от евреев в Вавилонском плену до жизни самого Христа и, в конечном счете, до нашей собственной жизни как христиан.
Однако, будучи «душой мира», по словам отца Димитрия, мы призваны жить и действовать в этом мире, полном насилия. В качестве примера он привел ситуацию в Сирии, Греции, политическое напряжение, нарастающее в Западной Европе и США, и нападения террористов на христиан на Ближнем востоке.
Как же мы можем изменить мир? По словам отца Димитрия, ключ к разгадке дает духовное наследие митрополита Антония. Действия Христа были мирными, в отличие от действий зелотов. Митрополит Антоний много говорил о мучениках. Однако он также говорил, что есть моменты, когда наш долг — сдерживать зло. Церковь не должна уходить от конфликта. Очевидно, что его богословие скорее о жизни в городе, а не об уходе от мира.
Отец Димитрий поставил вопрос: о чем говорит миру тот факт, что Церковь разделена? Митрополит Антоний одним из первых стал стремиться к единству Церкви, понимая, что мы не можем оставаться всего лишь наблюдателями. Во-первых, мы должны молиться. Во-вторых, мы должны обличать зло в любых его проявлениях, принимая сторону угнетенных. Молчать — значит быть соучастником зла. В-третьих, мы должны поддерживать тех, кто стал жертвой этого жестокого мира, и, в-четвертых, — способствовать восстановлению мира и возрождению любви.
Зло должно быть остановлено — и митрополит Антоний понимал, что эта борьба ведется и против греха внутри нас. Отвечая на вопросы, отец Димитрий заметил, что в Греции Церковь помогала бедным и беженцам больше, чем кто-либо другой.
После обеда Анна Кономос (Anna Conomos) представила фильм, в котором рассказана трогательная история, показывающая всю боль принудительного выселения греческого и турецкого народа в 1923 году. Она говорила о детстве митрополита Антония, которое он провел в изгнании, будучи бездомным и отверженным, а потом о своем недавнем опыте работы с сирийскими беженцами на Лесбосе. Она рассказала о героической работе местного священника и сотрудников организации «Эмбрейс» (Embrace), которые жертвовали на помощь нуждающимся из скудости. Нам всем нужно научиться любить так, как возлюбил нас Христос.
Затем была показана короткая видеозапись одной из проповедей митрополита Антония, в которой он говорил о Балканском кризисе и о том, что нужно молиться за всех, независимо от их позиции в этом конфликте.
Коста Каррас (Costa Carras) из Афин, бывший председатель Епархиального собрания, действовавшего при митрополите Антонии, в то время, когда разрабатывался устав Сурожской епархии, и принимавший участие в его подготовке, говорил на тему «Ответственность в обществе, ответственность за мир». Он говорил, что слово владыки носит скорее экзистенциальный, нежели богословский или философский характер, и оно настолько сильное, что вызывает отклик у многих людей. Сочетая особую внимательность к аскетике и богослужению с заботой о людях, владыка ставил перед собой одновременно три цели: служить России, открывать православную традицию жителям Великобритании и продолжать созидать здесь православные приходы и церковную жизнь, которую он здесь обнаружил. Христианство для него это не идеология, а Путь, в котором люди берут на себя ответственность за человечность. Мы были посланы в мир, чтобы сделать его Царством Божиим, и наше место как христиан должно быть там, где трагедия, где что-то идет не так. Владыка особенно серьезно относился к проблемам окружающей среды и человеческого стремления эксплуатировать природу.
Митрополит Антоний не видел в христианстве простого пацифизма — во время Второй мировой войны он служил в армии и участвовал в Сопротивлении — однако христианину нужно быть в эпицентре бури, для чего могут потребоваться аскетические усилия, как в личной, так и в общественной жизни.
Коста Каррас закончил свою речь толкованием Молитвы Господней, произнося которую, мы начинаем с поклонения Богу, нашему Создателю, Царю и Судье, и заканчиваем собственным ответом — и Золотым правилом относиться к другим так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.
Перед началом круглого стола, на котором к докладчикам присоединилась Мэри Каннингем (Mary Cunningham), отец Петр Скорер рассказал о колоссальной работе по сбору и оцифровке огромного письменного архива наследия владыки. Фонд крайне нуждается в волонтерах, которые помогли бы реализовать эту важную задачу.
В начале Круглого стола Мэри Каннингем заметила, что во всех докладах прозвучала общая мысль: в нашем падшем мире мы всегда должны быть готовы внести мир и свет во тьму. Она вспомнила, насколько важное место в проповеди владыки занимала Богородица, которая была в эпицентре бури, и он напоминал нам, что нахождение там требует проницательности. Мэри обратилась к участникам конференции с призывом, уважая память митрополита Антония, не формализовать живые размышления владыки.
Отец Петр добавил, что, подобно Богородице, мы призваны стоять у подножия Креста и быть полностью прозрачными для Христа.
Коста Каррас призвал нас серьезно отнестись к настойчивому утверждению владыки о том, что у каждого из нас есть миссия. Мы должны найти свой собственный путь и, пользуясь церковной аскетической практикой, быть свидетелями в нашей личной и общественной жизни. Это не должно быть морализаторством или пропагандой идеологии, и мы должны забыть о расовых различиях и национализме.
Говоря о практической стороне, отец Иоанн кратко заметил, какие искушения связаны с влиянием Интернета, и что духовенство должно пользоваться им с умом.
Когда позволяло время, аудитория также делилась своими замечаниями.
Отец Петр поблагодарил мужественного организатора конференции Келси Чешир (Kelsey Cheshire), которая в свою очередь сказала «спасибо» своим помощникам.
Конференция завершилась показом видеозаписи одной из последних бесед владыки, после чего была панихида и время для общения за бокалом вина.
Пер. с англ. Веры Ерохиной