митрополит Антоний Сурожский

Катехизис для родителей. Часть 6

Радиопередача Би-би-си с прот. Сергием Гаккелем
3 февраля 1996 г.
Тема: Дети и родители   Место: СМИ, Интервью для России   Период: 1991-1995   Жанр: Беседа

Прот. Сергий: Кто будет их воспитывать?

МА: Церковь должна это делать. Когда крестятся взрослые или малыши, бывает проповедь. Готовить к крестинам и взрослых, и детей надо в течение достаточного времени, чтобы заложить какой-то основной фундамент. Между прочими другими вещами должен стоять этот вопрос о крестных. С другой стороны, надо принять в учет то, что крестные не только представляют собой людей, которые могут заменить родителей в случае нужды, они являются перед общиной, то есть перед Церковью, перед приходом свидетелями того, что этот ребенок может быть принят в христианское общество, и его родители тоже. Даже если они несовершенны, даже если они ощупью движутся к Богу, если они могут сказать: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» — и этого порой достаточно для чуда, это мы видим из Евангелия.

Прот. Сергий: Ребенок родился, названо имя, он крещен, живет в определенной обстановке. Что он видит? что он должен видеть вокруг себя?

МА: В идеале, конечно, он должен видеть дружбу, мир и радость родителей. Если ребенок видит, что родители друг друга любят, что они друг в друге находят радость, что они изнутри этой радости его обнимают тоже радостью, он может расцветать. Также одна из самых важных задач воспитания — это научить ребенка обладанию самим собой, то есть тому, чтобы он не сдавался на каждое побуждение, на каждый свой порыв. А для этого сами родители должны быть таковы. Потому что ребенок головой этого выдумать не может, а когда он видит, что родители таковы, он может вдохновиться, тоже им подражать. Думаю, все это сводится к тому, что уже давным-давно сказал в своем послании апостол Иаков: Покажи мне твою веру без дел твоих, а я тебе покажу свою веру из дел  моих… Ребенок видит, ребенок переживает то, что вокруг него совершается. Когда родители ему дают добрые наставления, и он видит, что сами родители не применяют того, чему они его учат, он начинает понимать, что достаточно говорить одно, а жить можно по-своему. И это совершенно разрушительно, потому что те основы, которые кладутся  в раннем детстве, потом служат опорой для всего здания.

Прот. Сергий: Может ли дитя своим простым пониманием, восприятием того, что его окружает, обучать родителей?

МА: Дитя очень часто понимает то, чего не понимают его родители. Я помню, скажем, ребенка, который на Пасхальной неделе стал перед иконой Спасителя и три раза сказал: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав…— и мать его остановила и говорит: «Нельзя так повторять эту молитву». Он на нее посмотрел с удивлением и каким-то негодованием и ответил: «Ты ничего не понимаешь; Ему очень приятно!» — потому что он в своем сердце пел Богу свою веру. И другой случай помню. Была у нас семья, очень уставная, и ребенка заставляли вечером вычитывать целый ряд молитв. Как-то он вычитал положенные молитвы (ему тогда было лет семь), потом посмотрела на мать и говорит: «А теперь, что мы помолитвословили, давай помолимся немножко…» Он чувствовал, что то, что он делал, было дисциплинарным упражнением, а ему хотелось сказать Богу: «Знаешь, Господи, я Тебя люблю!» Или, может быть, сказать: «Господи, я маму люблю, и папу люблю — но папа в отъезде; обереги его». Или: «Мама сегодня была на меня сердита, утешь ее!» Потому что у ребенка очень часто чуткость и восприимчивость более тонкая, чем у родителей, у которых она как бы «омозолилась», и большая непосредственность, никакой расчетливости. Я думаю, что надо давать ребенку возможность по отношению к Богу себя  выразить как можно более свободно. Причем родители должны давать какое-то направление его духовной жизни; но заковывать ребенка в формы, которые выработались взрослыми за почти, что два тысячелетия, не надо.

Опубликовано: «Брак и семья», — М.: Медленные книги, 2020

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: нет