На семинаре выступили:
иеромонах Иоанн (Гуайта) — клирик храма свв. Космы и Дамиана в Шубине, кандидат богословия, историк (Москва)
Элизабет Робсон Эллиот — продюсер религиозных передач, экс-глава Русской службы Би-би-си, консультант по вопросам средств массовой информации (Лондон)
Протоиерей Димитрий Симонов — настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Текст для обсуждения:
глава книги «Хаос. Закон, Свобода». (Никея, 2019. С. 30-55) «Закон временный и вечный»
Вопросы для обсуждения:
1) Что такое свобода? Как она соотносится с понятиями закона, справедливости, послушания, инаковости другого, владения собой и обретения себя?
2) Свобода — это благо или проклятие?
3) Как научиться быть внутренне свободными?
Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова
23 июня 2020 г. состоялся семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Парадоксы свободы», который в связи с эпидемиологической ситуацией прошел в онлайн-формате.
Как обычно, семинар начался молитвой, которую прочитал клирик церкви свв. Косьмы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта).
С вступительным словом выступила Президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Е. Ю. Садовникова. Она напомнила о том, что семинар проходит в рамках цикла встреч, который продолжается уже больше года и посвящен обсуждению книги «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах» (Москва, издательство «Никея», 2019 год). В книге собраны тексты выступлений митрополита Антония Сурожского разных лет.
Как отметила Елена Юрьевна, тема семинара крайне актуальна в нашей сегодняшней реальности, когда свобода часто противопоставляется ограничениям, законам и правилам (не в последнюю очередь речь идет об ограничениях, связанных с распространением пандемии коронавируса).
Затем было показано видео выступления митрополита Антония, в котором он говорит о том, что с самого начала Бог дал миру свободу (и эти слова затем неоднократно повторялись участниками, став одной из ключевых фраз всего семинара). Замысел относительно человека заключается в том, чтобы он свободно прошел путь «от состояния незапятнанности в ту меру, которая уже не может быть запятнана». Так же был создан мир — с возможностью перехода от невинности к святости.
Первым выступил протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В начале доклада он вспомнил слова митрополита Антония о том, что теоретизировать на подобные темы невозможно, нужно исходить из опыта. В тексте бесед владыки Антония прот. Димитрий обратил особое внимание на различие Ветхого и Нового Заветов: ведь если Ветхий Завет дает праведность, то Новый Завет ее «исключает». В этом и заключается глубина Нового Завета — свобода и любовь не знают никаких схем. Свобода и любовь — понятия, неотделимые друг от друга. Тот, кто не является мной, имеет право на неизбывную несхожесть со мной. И далее, продолжая эту линию, мы приходим к очень важной мысли: отказываясь признавать свободу других, мы теряем свою собственную свободу. Действительно, подтверждение этого правила мы можем видеть у разных народов, в разных религиозных и культурных традициях, среди самых различных социальных групп.
В начале своего выступления иером. Иоанн (Гуайта) напомнил о том, что значение свободы в традиции Церкви очень велико. Не случайно Церковь всегда осуждала зависимости и даже сильные привязанности — ведь это то, что лишает человека свободы. С другой стороны, вся история Спасения — это история возвращения Богом свободы человеку. Иером. Иоанн подчеркнул, что для свободы, для того чтобы у человека был какой-то нравственный ориентир, Бог дает ему Закон.
Далее иером. Иоанн сосредоточился на соотношении суда (справедливости) и милости (милосердия, прощения), приводя слова митрополита Антония о том, что смерть Иисуса на кресте — это единственная точка, в которой суд встречается с милостью.
Иером. Иоанн вспомнил о своих встречах с предстоятелем Армянской апостольской церкви Католикосом Гарегином I, чье богословие, по его мнению, очень близко богословию митрополита Антония. Действительно, для обоих важнейшей темой была тема встречи человека с Богом. Беседуя с Католикосом, будущий иером. Иоанн много раз спрашивал его о смысле страдания и услышал в ответ, что далеко не все страдания приходят от Бога. Мы сами можем причинять страдания себе и другим. Но именно страдания являются залогом нашей свободы. Сам факт существования страданий говорит о том, что Бог уважает нашу свободу и наше достоинство. А когда речь идет о таких бедствиях, как землетрясение или пандемия, бессмысленно задавать вопрос «почему?». Бог христиан не наблюдает с неприступной высоты за злоключениями людей, Он становится одним из нас, чтобы разделить нашу судьбу, и умирает на кресте. В книге «Хаос. Закон. Свобода» митрополит Антоний говорит о шеоле, то есть о загробном мире древнего Израиля. В притче о богаче и Лазаре оба — и богач, и Лазарь — после смерти находятся среди мертвых. Лазарь утешается на лоне Авраама, а богач страдает, но оба они лишены возможности богообщения. А ведь именно в этом, говорит митрополит Антоний, состоит призвание человека — быть другом Бога в вечности. Христос умер и сошел в ад, взяв на себя состояние мертвого и осужденного, — и вывел из ада Адама, и вернул нам дружбу с Богом. «Вот это парадокс нашей свободы, здесь справедливость и милость встречаются, потому что Судья взял на себя нашу вину ради любви к нам, и об этом владыка говорит во многих местах», — так завершил свое выступление иером. Иоанн.
Третьим докладчиком выступила Элизабет Робсон Элиот, продюсер религиозных передач, экс-глава Русской службы Би-би-си, консультант по вопросам средств массовой информации (Великобритания). Представляя Элизабет Робсон, Е. Ю. Садовникова вспомнила о том, что благодаря работе Элизабет и ее коллег во время существования СССР многие получили возможность услышать живой голос митрополита Антония Сурожского и других замечательных людей.
«Нас всех с детства учат подчиняться правилам, правила — основа существования общества. Но не это интересует владыку», — сказала Элизабет. Для нее, воспитанной с детства в строгой протестантской традиции, очень важно то различение, которое митрополит Антоний проводит между формальным соблюдением правил и евангельской вестью о том, что человек призван стать соработником Бога (и в этом не может быть никакого принуждения).
Элизабет вспоминает: «Напутствие владыки было простым. Подумай, как тебе вернуться к тому, чтобы быть заодно с Богом». И затем еще одна цитата из слов митрополита Антония: «Судить и осуждать — это сверхчеловеческие способности, и человек не должен к ним прибегать, чтобы быть таким, каким его задумал Бог».
Согласно владыке, в основе свободы лежит отношение любви. Но что конкретно мы любим? Мы любим инаковость окружающих людей, принимая их отличия и радуясь тому, что отличает другого. Мы приходим к этому, когда узнаем Учителя, и, становясь в позицию учеников, постепенно учимся владеть собой. Самообладание дает свободу и возможность действовать.
Закончила свое выступление Элизабет признанием в том, что знавшим митрополита Антония британцам очень его не хватает.
Подводя итог семинара, Наталья Владимировна Ликвинцева, ведущий научный сотрудник музея «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», поблагодарила участников за то, что снова удалось выйти на ту «динамическую реальность», о которой говорит митрополит Антоний, и что обсуждение того, что такое свобода, превратилось в обсуждение нелегкого пути к свободе и того, как по нему идти.
Видеозапись семинара можно посмотреть, пройдя по ссылке на сайте Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»: https://antsur.ru/ru/on-lajn-paradoksy-svobody
Дмитрий Минорский