Митрополит Антоний Сурожский

Укрощение бури. Беседа о стрессе

Укрощение бури. Беседа о стрессе[1]

Меня попросили выступить на тему «Как относиться к стрессу», и я попробую рассмотреть ее с двух сторон: что делать с внутренним стрессом — его мы испытываем почти постоянно — и со стрессом, источник которого находится вовне, в других людях. И тот, и другой вид стресса либо влияет, либо не влияет на нас в зависимости от того, как мы к нему относимся, — ответственно или безответственно.

Вначале я бы хотел поговорить о стрессе внутри нас самих, потому что на этом примере, пожалуй, проще всего понять, как вести себя в условиях стресса в окружающем мире. В обоих случаях я буду говорить о том, как реагирует на эту проблему отдельный человек, каждый из нас, а не общество или группа людей, хотя речь может зайти и об этом.

Начну со сравнения, которое, может быть, поможет вам понять мое отношение к стрессу. Я имею в виду разницу между быстротой и торопливостью. Со стороны они могут выглядеть почти одинаково. Человек спешит на автобус; его движения быстры, целенаправленны, он ощущает свою силу и энергию и знает, что если опоздает на этот автобус, то сядет на другой. Как бы скоро, энергично и целенаправленно он ни двигался — он в ладу с самим собой; его тело движется быстро, его движения собранны и решительны — и в то же время внутри у него царит мир, потому что он знает, что времени у него достаточно. Другой человек может двигаться так же — но то ли потому что возраст или немощь затрудняют его движения, то ли потому что он несет тяжелый груз, то ли потому что уже опаздывает и понимает: упустив этот автобус, он опоздает окончательно, — этот человек не так быстр, не так успешен, как первый, и внутри у него есть некое напряжение. Он торопится — а первый человек нет.

Спешка обычно связана с попытками все время быть хоть на сантиметр дальше, чем сейчас, с постоянной потребностью находиться где-то в другом месте и приблизить то, что еще только предстоит. Разница между быстрой, бодрой прогулкой на выходных и спешкой в попытке успеть на автобус очевидна. В первом случае можно двигаться очень быстро, но не стремиться оказаться где-то еще. Нам нравится быть там, где мы находимся, мы наслаждаемся движением без определенной цели — просто движением. Во втором случае самое главное — это цель. Такая торопливость, конечно, допустима в реальной жизни, но в жизни внутренней ей не должно быть места. Можно торопиться потому, что опаздываешь, хотя это и нехорошо. А можно торопиться потому, что не достиг достаточной внутренней устойчивости и мира, — и вот в таком состоянии находиться не следует.

Давайте применим этот образ к разговору о стрессе. Ощущение стресса — это не неизбежность, а результат нашего отношения к тому, что происходит внутри нас или вовне. Для внутреннего стресса нет никакой объективной причины. Для того чтобы расслабиться, надо вспомнить, осознать, что цель нашего бытия — быть там, где мы есть, делать то, что мы делаем, — а следующее мгновение и следующее действие наступят в свое время.

Это означает, что в первую очередь нам следует научиться распоряжаться временем. Есть простейший, элементарный способ: надо рассчитывать необходимое для повседневных задач время так, чтобы удавалось выполнять их в отведенный для них срок с ощущением умиротворения. Если по какой-то причине это оказывается невозможным, надо научиться понимать, когда можно ускориться, а когда следует отказаться от каких-то не столь важных дел, чтобы сделать то, что действительно важно, то, что ведет к поставленной цели. Стоит также помнить — и это очень важно, — что какие-то вещи в наших силах, а на какие-то мы повлиять не можем и что первые мы должны делать как можно лучше и полнее, а последние надо научиться отпускать без долгих размышлений.

Мы очень часто сталкиваемся с внутренним стрессом, внутренним напряжением, причина которого кроется в нашем неумении распоряжаться временем. Я думаю, с ним можно справиться, если вспомнить несколько базовых, очень простых истин. Образы из басен и романов учат нас тому, что время постоянно убегает — слишком быстро, чтобы его можно было догнать. Но всякий, кто хоть как-то имел дело со временем, подтвердит, что это не так.

Время не убегает — оно движется навстречу нам очень размеренным, ровным шагом. Спешу я или нет — следующая минута меня догонит, и что бы я ни делал, наступит время, когда эта моя беседа подойдет к концу и мы сможем разойтись. К чему стресс и напряжение? Освобождение грядет! Осознав это, вы поймете то, что некоторые притчи и некоторые серьезные писатели выражают в более философской манере: достаточно просто ждать, а время придет и, словно река, принесет с собой все, что должно принести. А если так — зачем волноваться, стараясь «не упустить момент», который еще не наступил или который уже прошел? Один уже канул в вечность, его не вернуть; другого еще нет, он недосягаем, но стоит подождать — и он придет прямо мне в руки без усилий с моей стороны, нужно лишь ждать, ждать спокойно и терпеливо. Хотя нет, даже не терпеливо — ведь это время можно занять самыми разными вещами: интересными, увлекательными, полезными. В это «пустое» время можно готовиться к тому, с чем предстоит столкнуться позже. Возможно, вам случалось сидеть и ждать в напряжении чего-то, что должно случиться через час. Но в течение этого часа ничего не происходит, лишь рассеивается внимание. Вы ждете кого-то, с кем у вас назначена встреча в четыре; сейчас три, у вас есть целый час, который можно использовать так, как хочется. Зачем тратить его просто на то, чтобы доводить себя до точки кипения, как мы постоянно делаем? Время ни в чем не виновато, как и человек, которого вы ждете. Он должен прийти к четырем, и если его нет в три — это вовсе не признак его злонамеренности.