митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье после Воздвижения

1 октября 1972 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня празднуем Воскресение Христово, как празднуем его из неде­ли в неделю, еще осиянные праздником Воз­движения Креста. Праздник Воздвижения Креста Господня — это память о дне, когда крест, на котором был распят наш Господь, был найден, когда человеческие очи его созерцали, человечес­кие руки осязали его. Это день, когда распятие Сына Божия, ставшего сыном человеческим, каким-то непостижимым об­разом стало осязаемым для тех немногих свидетелей этого события, которые в нем принимали участие. И вот в свете Воскресения, крест, который иначе являлся бы только орудием позорной и мучительной смерти, делается знаменем победы, знаком победы, больше, чем знаком, — самой победой, потому что смертью побеждена смерть, и Воскресение Христово, осияваемое этим Крестом, делается таким ощутимым, осязаемым; это победа жизни, одержанная смертью. Не просто победа жизни, которая не подвергалась бы испытанию или противоборству, а победа жизни над самой смертью. И сегодняшнее Евангелие го­ворит нам, что и наш путь в том же, что и путь Христов. Если мы хотим жить, хотим жить не колеблющейся, неуверенной в себе жизнью земли, а непоколебимой, торжествующей, побед­но-пламенеющей жизнью вечности, жизнью Бога, нам надлежит не только устоять в жизни, но победить смерть, как Христос её победил, последовать за Ним шаг за шагом, воз­любить Бога сердцем неделящимся, умом неколеблющимся, твер­дой волей, побеждающей в нас все противное Богу, жизни и любви. Если мы пройдем таким путем, то мы пройдем через умирание; многое в нас должно вымереть, что нам кажется живым, для того, чтобы водворилась жизнь. Многое в нас долж­но обветшать и отпасть для того, чтобы родилась неумирающая, не ветшающая жизнь. Если мы этого не сделаем, если мы будем стараться жить временной жизнью, не приобретая через нее жизни вечной, то случится с нами то, о чем говорит Евангелие: мы можем приобрести весь мир, мы можем все видеть и все слы­шать и всем насладиться, и вместе с этим, жизнь наша, сам факт, что мы жили, будет тщетным, напрасным, потому что всё это пройдет как сон, и мы проснемся в потемках не живыми, а мертвыми.

И вот нас Христос зовет к подвижнической, смелой, глубокой жизни. Если мы хотим быть Христовыми, т.е. вместе с Ним, Им, в Нем, через Него войти в вечную жизнь, то мы должны как Он взять крест, т.е. согласиться на то, чтобы в нас мучительным образом многое бы умерло. Мы должны взять этот крест без того, чтобы кто-нибудь насильственно нас к нему пригвождал, взять его как Христос отдал Свою жизнь и взял Свой крест, — и последовать за Ним. Когда-то следовать за Христом значило физически быть рядом с Ним, ходить по тем же дорогам, исполнять Его поручения, слушать Его учение; те­перь следовать за Христом — значит научиться из святого, животворного Евангелия  как жить. Он — путь, а слова Его, наставления, заповеди, завет Его — указание, как этим путем жизни идти, как пройти вратами смерти в веч­ность. Поэтому и мы, возьмем наш крест, последуем за Ним, пойдем туда, куда Он идет — куда бы Он ни шел — и окажет­ся, что вратами крестными мы войдем в жизнь вечную, потому что Он есть и Дверь, и Истина, и сама Жизнь. Аминь.

Опубликовано: «Труды» Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет