Архимандрит Лев (Жилле) (1893–1980), богослов и духовный писатель, писавший чаще
всего под псевдонимом Монах Восточной Церкви. Луи Жилле родился во французской католической семье. После участия в Первой мировой войне, из-за которой пришлось прервать учебу в университете, и нескольких лет плена поступил в бенедиктинский монастырь в Фарнберо, с 1924 перешел в монастырь восточного обряда в Галиции Львовской епархии, был личным секретарем униатского митрополита Галицкого Андрея Шептицкого; в 1925 приносит постоянные монашеские обеты с именем Лев, и митрополит Андрей рукополагает его во священники. С 1927 служил в Ницце в русской церкви восточного обряда. Всегда чувствовавший себя членом неразделенной церкви и стремившийся к подлинному единению церквей, отец Лев переживает настоящий кризис веры из-за униатской политики в Ницце, заменявшей бескорыстную помощь русским беженцам прозелитизмом, и из-за вышедшей в январе 1928 года энциклики папы Пия XI Mortalium Animos, перечеркнувшей все попытки равноправного межконфессионального диалога, в которых принимала участие Католическая церковь. В мае 1928 г. в Кламаре, под Парижем, отец Лев переходит в православие, будучи принят митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сущем сане. Отец Лев становится активным участником Русского студенческого христианского движения, преподает французский язык в Свято-Сергиевском богословском институте, переводит на французский язык книгу отца Сергия Булгакова «Православие»; в журналах «Путь», «Вестник РСХД», «Новый град» выходят по-русски его богословские статьи, а в издательстве Имка-Пресс в 1934 книга «Иисус Назарянин: по данным истории». С 1928 г. отец Лев был настоятелем первого франкоязычного прихода св. Женевьевы в Париже, затем участником Православного Дела, служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Лурмель, был одним из близких друзей и соратников матери Марии (Скобцовой). С 1938 г. жил в Англии, духовно окормлял Содружество св. Албания и прп. Сергия в Лондоне, активно участвовал в экуменическом движении, в иудео-христианском диалоге, в диалоге с другими религиями; автор множества книг на французском и английском языках, для многих людей он был незаменимым духовным отцом, наставником, помощником в трудные моменты жизни.
Если говорить о том влиянии, которое оказала яркая и неординарная личность отца Льва на митрополита Антония Сурожского, то нужно вернуться к первому франкоязычному приходу св. Женевьевы, к тем принципам, на которых он был основан: православие как явление не славянское, византийское или сугубо русское, а вселенское; укоренненость в опыте неразделенной церкви; внимательное отношение к западным традициям, к христианским святыням той страны, в которой создается приход, к ее святым покровителям времен неразделенной церкви. Этот росток западного православия, посаженный отцом Львом, дал со временем и другие плоды: принципы открытости Западу и верности опыту неразделенной церкви, подлинного вселенского православия подхватил в 1930-е гг. отец Михаил Бельский в новом франкоязычном приходе Всех Скорбящих Радости: именно туда отправил юного Андрея Блума его духовный отец архимандрит Афанасий (Нечаев). Митрополит Антоний потом вспоминал, как в этом приходе «начал видеть, как дар Православия может менять жизнь людей нерусских, как вдруг раскрываются души, открываются умы, новое отношение к нашей Родине, к нашей Церкви рождается» (Труды, т. 2, с. 40). Такое, открытое всем, не «национально-узкое», но вселенское православие мы найдем потом в Сурожской епархии.
Владыка Антоний вспоминал также роль, сыгранную отцом Львом (Жилле) в принятии им священства, что сам стал священником «в 1948 году, по слову человека, которому очень верил. Он был французом, православным священником, до этого я видел его один раз, когда мне было лет семнадцать, в день, когда я окончил среднюю школу и сдал экзамен на аттестат зрелости. А тут я его встретил в Англии на православно-англиканском съезде, и он прямо ко мне пришел и сказал: “Вы нам здесь нужны, бросайте медицину, делайтесь священником и переходите в Англию”. …и я так и поступил…» (Труды, т. 1, с. 270). Именно отец Лев в 1957 году присутствует на епископской хиротонии о. Андрея (Блума) и вводит его в алтарь. Именно владыка Антоний в 1980 году отпевает архимандрита Льва и произносит поминальное слово: «А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообшения. … Отец Лев пронес и передал нам светильник, и огонь, горящий и сияющий в его пламени, низведен на землю Самим Христом — это горение Святого Духа».
Наталья Ликвинцева
В творениях Маймонида, еврейского мистика ХП века, жившего в Испании, есть место, где он описывает молитвы и богослужения в Иерусалимском Храме, и он говорит о том, что людская молитва, неспособная воспарить над землей, нуждается как бы в крыльях для того, чтобы достичь Престола Всевышнего. И он говорит, что Первосвященник, который один только знал имя Бога, знал, как прочитать тетраграмматон, четыре буквы YHVH, которые мы читаем как «Иегова», «Ягве», но которые, возможно, читались иначе, — Первосвященник, когда народ пел, когда трубы звучали, склонялся со своей галереи над молящимися и тихо произносил это Имя, и оно было как бы кровью, текущей через…
На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28). * И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения. Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться — исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели — к встрече с Господом — было…