Архимандрит Лев (Жилле)

Архимандрит Лев (Жилле) (1893–1980), богослов и духовный писатель, писавший чаще
всего под псевдонимом Монах Восточной Церкви. Луи Жилле родился во французской католической семье. После участия в Первой мировой войне, из-за которой пришлось прервать учебу в университете, и нескольких лет плена поступил в бенедиктинский монастырь в Фарнберо, с 1924 перешел в монастырь восточного обряда в Галиции Львовской епархии, был личным секретарем униатского митрополита Галицкого Андрея Шептицкого; в 1925 приносит постоянные монашеские обеты с именем Лев, и митрополит Андрей рукополагает его во священники. С 1927 служил в Ницце в русской церкви восточного обряда. Всегда чувствовавший себя членом неразделенной церкви и стремившийся к подлинному единению церквей, отец Лев переживает настоящий кризис веры из-за униатской политики в Ницце, заменявшей бескорыстную помощь русским беженцам прозелитизмом, и из-за вышедшей в январе 1928 года энциклики папы Пия XI Mortalium Animos, перечеркнувшей все попытки равноправного межконфессионального диалога, в которых принимала участие Католическая церковь. В мае 1928 г. в Кламаре, под Парижем, отец Лев переходит в православие, будучи принят митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сущем сане. Отец Лев становится активным участником Русского студенческого христианского движения, преподает французский язык в Свято-Сергиевском богословском институте, переводит на французский язык книгу отца Сергия Булгакова «Православие»; в журналах «Путь», «Вестник РСХД», «Новый град» выходят по-русски его богословские статьи, а в издательстве Имка-Пресс в 1934 книга «Иисус Назарянин: по данным истории». С 1928 г. отец Лев был настоятелем первого франкоязычного прихода св. Женевьевы в Париже, затем участником Православного Дела, служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Лурмель, был одним из близких друзей и соратников матери Марии (Скобцовой). С 1938 г. жил в Англии, духовно окормлял Содружество св. Албания и прп. Сергия в Лондоне, активно участвовал в экуменическом движении, в иудео-христианском диалоге, в диалоге с другими религиями; автор множества книг на французском и английском языках, для многих людей он был незаменимым духовным отцом, наставником, помощником в трудные моменты жизни.
Если говорить о том влиянии, которое оказала яркая и неординарная личность отца Льва на митрополита Антония Сурожского, то нужно вернуться к первому франкоязычному приходу св. Женевьевы, к тем принципам, на которых он был основан: православие как явление не славянское, византийское или сугубо русское, а вселенское; укоренненость в опыте неразделенной церкви; внимательное отношение к западным традициям, к христианским святыням той страны, в которой создается приход, к ее святым покровителям времен неразделенной церкви. Этот росток западного православия, посаженный отцом Львом, дал со временем и другие плоды: принципы открытости Западу и верности опыту неразделенной церкви, подлинного вселенского православия подхватил в 1930-е гг. отец Михаил Бельский в новом франкоязычном приходе Всех Скорбящих Радости: именно туда отправил юного Андрея Блума его духовный отец архимандрит Афанасий (Нечаев). Митрополит Антоний потом вспоминал, как в этом приходе «начал видеть, как дар Православия может менять жизнь людей нерусских, как вдруг раскрываются души, открываются умы, новое отношение к нашей Родине, к нашей Церкви рождается» (Труды, т. 2, с. 40). Такое, открытое всем, не «национально-узкое», но вселенское православие мы найдем потом в Сурожской епархии.
Владыка Антоний вспоминал также роль, сыгранную отцом Львом (Жилле) в принятии им священства, что сам стал священником «в 1948 году, по слову человека, которому очень верил. Он был французом, православным священником, до этого я видел его один раз, когда мне было лет семнадцать, в день, когда я окончил среднюю школу и сдал экзамен на аттестат зрелости. А тут я его встретил в Англии на православно-англиканском съезде, и он прямо ко мне пришел и сказал: “Вы нам здесь нужны, бросайте медицину, делайтесь священником и переходите в Англию”. …и я так и поступил…» (Труды, т. 1, с. 270). Именно отец Лев в 1957 году присутствует на епископской хиротонии о. Андрея (Блума) и вводит его в алтарь. Именно владыка Антоний в 1980 году отпевает архимандрита Льва и произносит поминальное слово: «А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообшения. … Отец Лев пронес и передал нам светильник, и огонь, горящий и сияющий в его пламени, низведен на землю Самим Христом — это горение Святого Духа».

Наталья Ликвинцева

Митрополит Антоний Сурожский

О Воскресении. 17 апреля 1980 г.

В творениях Маймонида, еврейского мистика ХП века, жившего в Испании, есть место, где он описывает молитвы и богослужения в Иерусалимском Храме, и он говорит о том, что людская молитва, неспособная воспарить над землей, нуж­дается как бы в крыльях для того, чтобы достичь Престола Всевышнего. И он го­ворит, что Первосвященник, который один только знал имя Бога, знал, как про­читать тетраграмматон, четыре буквы YHVH, которые мы читаем как «Иегова», «Ягве», но которые, возможно, читались иначе, — Первосвященник, когда народ пел, когда трубы звучали, склонялся со своей галереи над молящимися и тихо произносил это Имя, и оно было как бы кровью, текущей через…

Читать полностью
Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь на погребение архим. Льва (Жилле). Апрель 1980 г.

На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28). * И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения. Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться — исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели — к встрече с Господом — было…

Читать полностью