митрополит Антоний Сурожский

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 1978 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Из всех тварей Божиих Пречистая Дева Богородица прошла не­порочно и совершенно весь человеческий путь: от младенческой чис­тоты и невинности до зрелой святости, до такого соединения с Бо­гом, что Она могла быть Матерью Бога воплощенного, и могла вос­креснуть из мертвых после Своего успения, потому что смерть не могла Ее удержать в плену своем.

В начале рождественского поста мы благоговейно празднуем день Введения Божией Матери во храм. Храм — это удел Божий, это место на земле, оскверненной человеческим грехом, находящейся в буре борения человеческого, — это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воля не могут быть иными, чем воля Божия. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего. Она погружа­ется в молитву, Она предстоит живому Богу, Она предается женско­му святому труду, который может быть выражением, если только сердце человеческое чутко и чисто, одной любви и заботы. И Она вырас­тает из года в год, погруженная в эту стихию Божественного присут­ствия и человеческого преклонения, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и воз­вещает Ей о том, что Господь родится от Нее, таинственно и не­постижимо, Она отдается ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: «Се, Раба Господня! Да будет Мне по воле Его…» За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви, Она стала способной стать Той, через Которую Любовь Божия, спаситель­ная, преображающая, жертвенная и крестная, войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения матери Его земной, как без воли Небесного Отца; и один западный писатель, говоря именно о Воплощении и о том, Кем оказалась Пречистая Дева, говорит, что, уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью. И поэтому благоговейно созерцаем мы эту неповтори­мую, эту единственную святость Божией Матери…

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет